: звери говорят за баснописца. Памятник Крылову И.А.: звери говорят за баснописца Художественные особенности памятника крылову в летнем саду

Памятник известному русскому поэту и баснописцу И. А. Крылову в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен в Летнем саду в 1855 году. Автор скульптуры — П. К. Клодт при участии художника А. А. Агина.

Великий русский поэт-баснописец И. А. Крылов был невероятно популярен уже при жизни, поэтому, когда он в 1844 году скончался, о нем скорбели тысячи людей по всей России. И по инициативе газеты «Санкт-Петербургские ведомости» на памятник Крылову был организован сбор пожертвований — по всей стране собрали почти 13 тысяч рублей. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на лучший проект монумента, в нем приняли участие многие известные скульпторы, а победу одержал барон фон Клодт. В 1853 году памятник был отлит в бронзе, а еще через два года — торжественно установлен в Летнем саду. Памятник Крылову стал одним из первых памятников русским литераторам и первым из них, установленным в Санкт-Петербурге.

Бронзовый памятник изображает сидящего на камне баснописца и держащего в руках перо и тетрадь. Поэт одет в обычную повседневную одежду, а его лицу приданы черты задумчивости. Гранитный пьедестал с надписью «Крылову 1855 год» украшен персонажами басен Крылова — бронзовыми изображениями людей и животных из 36 разных произведений («Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий» и прочих). Интересно, что создавая фигуры зверей, скульптор был вынужден превратить свою мастерскую в небольшой зоопарк, поскольку для большей точности животных лепил с натуры.

Для установки памятника предлагали разные места: на набережной Невы между Академией наук и Университетом, у Публичной библиотеки, где долго работал поэт, на его могиле в Александро-Невской лавре. Но в итоге Клодт решил, что это будет Летний сад, где так любил прогуливаться сам Крылов.

Через двадцать с лишним лет после открытия памятника, во избежание порчи бронзовых барельефов с животными, его обнесли металлической оградкой.

Высота памятника - 3 метра, высота основания - 3,5 метра.

Памятник И. А. Крылову включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника И. А. Крылову будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой середины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

В 1848 году было собрано около 30 тысяч рублей, что на то время было очень крупной суммой. В Академии художеств объявили конкурс, в нем приняли участие десятки скульпторов, чтобы создать памятник Крылову в Санкт-Петербурге (фото ниже).


Среди многочисленных участников одержал победу барон Клодт. Предварительные наброски скульптора были посвящены басням и песням автора.

Вскоре был создан и установлен памятник, который можно увидеть сегодня. Он изображает знаменитого баснописца на высоком гранитном пьедестале, где изображены герои его знаменитых произведений.

Памятник Крылову в Петербурге в высоту всего 3 метра, но работа по его созданию была долгой и трудной. Клодт всегда был за реализм, поэтому все животные на монументе изображены такими, как они есть в реальной жизни.

Создание шедевра

Памятник Крылову в Санкт-Петербурге создавался 4 года. В мастерских содержались животные, которые служили «моделями», для изображения их на монументе.


Там был и ручной волк и медведица с медвежонком, журавль, осел, лисица и многие другие. Когда работа по созданию памятника закончилась, животные были переселены в специальный зверинец.

За всю свою жизнь И. А. Крылов написал 300 басен. На пьедестале его монумента представлены отрывки из 36 самых знаменитых его произведений.

Познавательное видео о памятнике И.А. Крылову

Где находиться памятник Крылову?

Место для установки выбиралось долго. Сначала его хотели поставить рядом с могилой знаменитого баснописца, потом в сквере библиотеки, где он проработал более 30 лет, рассматривалась и набережная Невы.

Если вы не знаете где памятник Крылову, то отправляйтесь в Летний сад. Именно на этом месте и настоял скульптор. Почему же именно здесь?

Когда-то в Летнем саду было огромное количество различных удивительных памятников и скульптур. При Петре I там находился зеленый лабиринт, а рядом с ним статуя Эзопа (знаменитый баснописец времен античности), но к сожаление это великое искусство кануло в лета.


Осталось только название реки Фонтанки, полученное в честь большого количество фонтанов расположенных у лабиринта. Но потом 77-го года внес поправки в историю уничтожив все.

Поэтому не удивительно, что спустя более 50 лет, было принято установить памятник Крылову в Санкт-Петербурге именно в этом знаменитом месте.

Через 20 лет монумент был огражден изгородью, для защиты от вандалов, а в 60-е годы проведена капитальная реставрация.

Во Вторую мировую «Крылова» закрыли досками и бревнами для защиты, но осколки от снарядов все равно не смогли его уберечь и повредили памятник. В 45-ом памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга был восстановлен, и вы можете видеть его таким и по сей день.

Один из самых известных в России памятников великому русскому баснописцу И.А. Крылову находится в петербургском Летнем саду.

Уже при жизни Крылов считался народным поэтом, в связи с чем деньги на памятник было решено собирать всем миром. В 1845 году редакция «Петербургских Ведомостей» уведомила своих читателей о создании комитета по сбору денег на монумент Ивану Андреевичу. Через три года в кассе комитета находилась баснословная по тем временам сумма в 13 тыс. рублей.

Академия художеств объявила тендер на создание памятника, победителем которого стал скульптор П. Клодт.

Кроме статуи баснописца, скульптор решил разметить на гранитном пьедестале барельефы, изображающие сцены из самых знаменитых басен Крылова.

Помощь в создании барельефов Клодту оказал живописец А. Агин. Мастера лепили героев Крылова с натуры, в связи с чем в студии пришлось поселить множество животных, начиная от осла и заканчивая медведицей с медвежатами.

В 1854 году Клодт отлил статую в одной из петербургских литейных мастерских. Около года длилось обсуждение места установки памятника. В Академию поступали предложения поместить монумент рядом с Университетом, Александро-Невской лаврой, Публичной библиотекой. Императору Николаю I эти варианты не понравились. Сам Клодт считал, что памятник должен находиться в Летнем саду, где очень любил бывать поэт. В итоге царь и академики согласились с создателем скульптуры.

Весной 1855 года монумент был открыт. Иван Андреевич предстал перед петербуржцами присевшим на придорожный камень, в своей повседневной одежде. В руках баснописец держит гусиное перо и толстый журнал для записей. Клодт изобразил поэта без прикрас, таким, каким он был в жизни.

Высота гранитного постамента составляет 3,5 м., высота самой статуи – 3 м.

Монумент Крылову – первый памятник литератору, установленный в Северной столице. В 1865 году скульптура была обнесена бронзовой решеткой: вандалам приглянулись барельефы с изображением зверей.

В годы блокады памятник защитили бревенчатыми стенами, однако избежать повреждения снарядами не удалось. После Победы бронзовый монумент был полностью отреставрирован.

В наше время памятник И. А. Крылову – важная достопримечательность города на Неве, входящая в перечень объектов историко-культурного наследия России.

Отец писателя с 1774 года служил председателем уголовной палаты губернского магистрата в Твери, после его смерти юный Иван начал служить в Тверском губернском магистрате в чине подканцеляриста, за крайне низкое жалование.

А.К. Жизневский, управляющий Тверской казенной палатой, писал: «Как сын бедных родителей, Крылов рано познакомился с действительною жизнью, рано начал сталкиваться с людьми. С детства он любил бродить по городу. Все закоулки и улицы Твери были ему известны, и всюду он имел товарищей. Он посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпою». В Твери того времени можно было увидеть много такого, что впоследствии воплотилось в знаменитых баснях Ивана Андреевича. Его наблюдения этого периода стали основой для непридуманных историй, в которых образы людей переданы на примере животных.

Композиция памятника

Центр композиции - фигура поэта в рост, стоящая на высоком постаменте с надписью «Иван Андреевич Крылов». В скульптуре передано портретное сходство и характер баснописца, который был описан его современниками. В.М. Княжевич в заметках 1820 года писал: «Гнедич рассказывал мне, как баснописец наш И.А. Крылов совершил великий подвиг, выучившись по-гречески. Ему уже более 50 лет; известны характерные черты его: гастрономия, сонливость, рассеянность, притом и толщина его. Все это не предполагает усидчивости и терпения». Поэт представлен зрителям задумчивым, немного грузным, спокойным и добродушным человеком. Еще один современник И.А. Крылова вспоминал: «Недавно еще жил посреди нас муж высоких достоинств, осанистой наружности, которого белые волосы хотя и напоминали о многих годах, им прожитых, но которого сила, крепость и дородство, казалось, предвещали ему исключительное долголетие».

Иван Андреевич скончался в 75 лет, в 1844 году, а первый памятник баснописцу был установлен в Санкт-Петербурге в 1855 году.

Тверской памятник стал вторым, воздвигнутым в честь И.А. Крылова. В нем, как и на постаменте петербургского монумента, показаны легко узнаваемые герои басен. На полукруглой площадке, к которой ведут широкие ступени, вокруг памятника находятся гранитные скамьи.

Герои басен

Скульптурные иллюстрации известных басен расположились по углам небольшой площади, на которой возвышается фигура поэта. Всего представлено четыре стелы с восемью рельефными изображениями сцен из басен «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Квартет», «Лев и Волк», «Свинья под дубом», «Лев состарившийся», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок». Они расставлены как страницы открытых книг, выполненных в бронзе.

Памятник великому баснописцу вписался в пространство города, не нарушив его.

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,

Он, точно с старческой неспешностью речей,

Рассказывает нам, с своих высоких кресел,

Про нравы странные и глупости зверей,

И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Иван Алексеевич Майков

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».

Иван Андреевич сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?

Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных — героев басен Крылова.
На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше — остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.

Занятно, обходя памятник и внимательно рассматривая бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни. Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом»...
Фигурки животных помогают вспомнить названия басен, но они не говорят о том, кто скрыт за их образом.

«Звери мои за меня говорят», — заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло.
Животные на памятнике в Летнем саду изображены очень правдоподобно, живо и выразительно, но их нельзя рассматривать как иллюстрации к крыловским басням, потому что «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, — писал В.Г. Белинский, — но есть люди, и притом русские люди». В зверях Клодта отсутствует иносказание, без которого немыслима басня. В них нет уподобления определенным людским характерам или общественным группам, то есть тому, чему истинная басня обязана своим эффектом.

Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал.

Из истории создания памятника

После смерти Ивана Андреевича Крылова, в 1845 году, в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» появилась заметка о сборе средств на возведение ему памятника.
Горожане и руководство Санкт-Петербурга одобрили эту идею и в скором времени был создан специальный Комитет. За три года своей жизни он собрал достаточно большую по тем меркам сумму - 13 000 рублей.
В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на проект лучшего памятника баснописцу, в котором приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет Академии одобрил проект Петра Карловича Клодта.
Проект памятника великому русскому баснописцу в рисунке был утвержден советом Академии художеств 26 ноября 1849 года.
Эскиз памятника и рисунки рельефов на сюжеты крыловских басен выполнил друг Клодта художник А.А. Агин. Скульптор трудился над созданием памятника больше пяти лет. На постаменте Клодт изобразил персонажей из самых известных басен Крылова.

Петр Карлович Клодт

Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника. На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери, а другие, ручные и миролюбивые, свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).
Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу. Были и другие звери и птицы.

Впоследствии сын скульптора М.П. Клодт вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком... Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».
Клодт часто бывал на Мойке у немца Зама, содержащего большой зверинец, там делал этюды льва и других хищников. А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в зверинец Зама.

Весной 1852 года скульптор представил совету Академии художеств большую модель и после ее одобрения приступил к формовке. В мае следующего года он сам отлил памятник в бронзе в академической литейной мастерской, которой он руководил в течение многих лет. Статуя баснописца была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.
Встал вопрос о выборе места установки памятника: одни полагали, что лучшим местом будет участок набережной Невы между Академией наук и университетом. Другие указывали на сквер у Публичной библиотеки, в которой баснописец проработал около тридцати лет. Третьи предлагали установить памятник на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Клодт же избрал Летний сад. Скульптор понимал, что памятник Крылову всегда будет окружен детьми, а Летний сад особенно любим ими.
Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду — традиция.
В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М.Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт. При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа. Самые различные животные — персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.
Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.
Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу; на пьедестале монумента — бронзовый зверинец.

Памятник Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики, вошедшей в моду в середине ХIХ века.

В 1966 году памятник был реставрирован.
Сегодня невозможно предствить себе Летний сад без этого памятника.Здесь всегда многолюдно. По выходным дням часто можно услышать живую музыку. Молодые музыканты на ксилофоне исполняют любимые мелодии прошлых веков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: