Лучший учитель России Илья Демаков: «Роль учебника на уроке истории второстепенна. Илья Демаков: «На веру» дети уже ничего не воспринимают Какие темы усваиваются школьниками сложнее всего

5 октября 2017 года в Кремлевском дворце прошел последний этап конкурса «Учитель года». Владимир Путин лично поздравил финалистов и уделил время для неформальной встречи с пятеркой лидеров. А после учителей ждала церемония награждения и праздничный концерт.

Титул «Учитель года», по прошествии всех испытаний, достался преподавателю истории и обществознания в санкт-петербургской гимназии №116 – Илье Демакову. Стоит отметить, что данное звание в 2017 году Илья получил дважды. Он также взял главный приз на конкурсе в своем родном городе – Санкт-Петербурге.

Илья Демаков начал свою педагогическую карьеру 9 лет назад. Получив степень магистра в СПбГУ, молодой учитель устроился в гимназию №116 преподавать историю и обществознание. При этом Илья не бросил учебу и продолжил исследовательскую деятельность. Он успешно окончил аспирантуру и готовится защищать диссертацию по административной деятельности Михаила Ломоносова.

Педагогические достижения Демакова были оценены не только на региональном, но и на федеральном уровне. Так, в 2013 году Илья Сергеевич взял главный приз всероссийского конкурса «Педагогический дебют».

В родной гимназии Илья находит время и для внеурочной деятельности. Он взял на себя руководство театральной студией на немецком языке, а также организовал кружок поклонников творчества писателя Дж. Р. Р. Толкиена. При этом самым главным своим увлечением Демаков считает прогулки по городу.

Илья Демаков считает, что простота и увлечение профессией – залог его успеха. Он очень гордится своими учениками, многие из них смогли достичь высоких результатов в науке. Так, среди них есть призеры всероссийских олимпиад и молодые исследователи, которые принимают участие в научных конкурсах и конференциях для школьников.

«Преподавание в школе - это активный диалог. Любое действие (или же бездействие!) учащегося и преподавателя безусловно оборачивается новыми впечатлениями, уникальным опытом или изменением настроения. В школе все живет и движется. Наивность и доверчивость здесь идут рука об руку с ответственностью. Но самое главное - в школе всегда можно найти то, что будет хорошо получаться. А любой человек предпочтет быть там, где он может добиться высоких результатов», - отвечает Илья Сергеевич на вопрос о том, почему он решил заняться педагогикой.

Конкурс «Учитель года» было решено учредить в 1989 году. Это произошло после того, как в главном педагогическом издании того времени «Учительская газета» появились статьи с предложением проведения такого конкурса.

В 2017 году среди участников конкурса были преподаватели со всех регионов страны, и даже несколько учителей из сельских школ. Общий средний возраст всех претендентов составил 36 лет, а педагогический стаж примерно 12 лет.

За титул «Учитель года» на этот раз сражались 16 учителей русского языка, 14 историков, по 9 преподавателей иностранных языков и математических наук, по 6 педагогов начальных классов и географии, 5 физиков и по 4 преподавателя биологии и информатики.

Считается, что среди учителей в России гораздо больше женщин. Но вот в финал конкурса «Учитель года» прошла только одна представительница прекрасного пола – преподаватель русского языка и литературы Анастасии Мингачевой из города Ульяновска. В пятерку лучших также вошли учителя математики — Владимир Пономаренко из Самары и Алмаз Хамидуллин из Казани, биолог Иван Смирнов из столицы, ну и победитель этого года – преподаватель истории Илья Демаков из северной столицы Санкт-Петербурга.

Учитель истории и обществознания Илья Демаков из Санкт-Петербурга «Фонтанка» пообщалась с «главным наставником страны», который стал мелькать в списках лучших ещё в 2013 году, и узнала, какой он, современный преподаватель, чего ждет и чего требует от учеников.

Илья Демаков родился в Тюмени. Учился в 599-й школе в Приморском районе. «С учителями мне повезло исключительно. Особенно с Мариной Дмитриевной Михайловской – моей учительницей истории, благодаря которой я выбрал свою специальность», – сразу рассказал он. Музыку учитель слушает самую разную. «У меня есть плейлист Юрия Антонова, – со смехом говорит лучший педагог страны. – Очень люблю классическую музыку. Особенно люблю то, что называется современной классикой. Музыку, которую пишут современные композиторы. Инструментальную музыку. Я не любитель рок-музыки. Однозначно нет». Рэп-баттлы главный российский учитель 2017 года «понимает, но не принимает». Невзирая на возраст – всего 30 лет.

Было и стало

«Я учился в 1990-е годы. И разница тех лет и дня сегодняшнего, конечно, есть, – делится своими ощущениями учитель года-2017. – Во-первых, мы вступили в цифровую среду. В техническом плане школа изменилась очень сильно. Сегодня, собираясь на работу в класс, я не задумываюсь, что там может не быть какой-то техники. Того же проекционного оборудования, интерактивной доски, Интернета. Это всё само собой разумеющиеся вещи. Когда учился я, урок чисто технически строился иначе. Всё было «вручную».

При этом Илья Демаков уверен, что сама по себе современная техника интерес детей к знаниям никак не формирует. «Можно в хорошую школу поместить много новой техники, но качество обучения детей никак не изменится, – говорит он. – Речь идет об инструментах, которые помогают нам быть оперативнее. Давать информацию в том формате, который привычнее детям».

История и школа

Еще ученикам Ильи Демакова повезло в его убеждениях относительно собственного предмета. Он уверен, что знание истории – это вообще не знание дат, а способность ребёнка видеть в пространстве, которое тебя окружает, то, что было сделано человеческими руками до тебя. А учебник школьнику нужен, только если он болеет и сидит дома. «На уроке истории роль учебника второстепенна, – уверен Илья Демаков. – Но учебник должен быть более или менее однообразным по всем школам и всем регионам нашей страны. Учебников не должно быть избыточно много. Дополнение учителя не должно быть слишком вариативным».

Идеология и школа

«Всё, что меняется в отношении к истории, что происходит сейчас в мире вокруг нас, уступает по важности главной задаче. Главная идеологическая нагрузка на уроках истории заключается в том, что это уроки о человеке, человеческом измерении вокруг нас. То есть это своего рода уроки про чувство локтя, – смотрит на жизнь философски Илья Демаков. – На мой взгляд, идеологическая задача – помочь ребёнку принять самого себя, быть принятым в коллективе, в семье. Уверен, что так будет всегда».

По мнению Ильи Демакова, на уровне государства при этом идеология должна быть. «Государство без идеологии – это очень странное явление, – недоумевает историк. – Бояться или отторгать части нашего исторического пути неправильно и ошибочно. Это то, с чем я готов бороться».


Антиутопии

Илья Демаков видит в российской действительности элементы антиутопии, но все же уточняет, что это есть вопрос ценностей того или иного человека. При этом Илья Демаков уверен, что современные дети априори обладают способностью сориентироваться в огромном количестве очень разной информации. «И визуальной, и текстовой, и в различных мнениях. Для современных детей это нормально, – говорит историк. – Для них само собой разумеется, что вокруг нет ничего однозначного. Вот так наивно «на веру» современные дети уже ничего не воспринимают».

Бюрократия и школа

«Моя бабушка всю жизнь проработала в школе учительницей химии. Она рассказывала, что в 1960 – 1970-е годы все кругом жаловались на то, что учитель завален бумажной работой. Такого количества отчётов, сводок, других бумаг, которые были у них, не было ни до, ни после, – рассказал Илья Демаков. – Сегодня опять некая похожая волна». Но она, уверен учитель, уже идет на спад. «Я по себе вижу и по своей школе положительные результаты. Что-то перешло в цифру. И это очень облегчает работу, – радуется прогрессу Илья Демаков. – Например, мы ушли от «двойной бухгалтерии», когда у нас был и классический рукописный классный журнал, и журнал электронный. Электронный гораздо удобнее. Он всегда с собой. Он всегда на рабочем месте. Им могут одновременно пользоваться все учителя. В этом смысле стало легче, чем было ещё год назад».


Учитель года и digital-каналы

Илья Демаков принципиально не заводит аккаунт «ВКонтакте», так как соцсети, по его мнению, все равно снижают долю приватности, которая должна быть у любого человека: «Коллеги говорят, что для классного руководства это очень удобно – аккаунт в соцсетях. Но я вместе со своими ребятам много лет веду свой канал на youtube. Это действительно удобно. Кроме того, мне нравится формат блогов, которые сегодня переросли в большой детско-взрослый сайт. Его мы ведём вместе с учениками». В то же время лучший учитель страны есть в Facebook.

Учитель года категорически против запрета интернета в школе. «Это та реальность, которая уже случилась, мы в ней живём. Сегодня бороться с гаджетами и с тем, что дети постоянно находятся в цифровой среде, – это попытки борьбы с будущим. Это неправильно, – убежден Илья Демаков. – В то же время это вызов для нас, учителей, который я вижу в том, что мы должны помочь ребятам переосмыслить гаджеты и сеть как инструмент для решения реальных, практических задач». Историк привел пример таких переосмыслений: «Если ребёнок знает, где посмотреть, как точно пишется фамилия исторического деятеля, уточнить дату, информацию, то это отлично и здорово. Пусть он лучше сделает это через google, чем он этого не сделает в принципе».

Отдых на перемене со смартфоном наперевес Илья Демаков тоже принимает как данность. «Конечно, я за то, чтобы дети больше говорили друг с другом, чтобы у них было больше физической активности. Но есть у детей такое свойство, которое меня восхищает абсолютно. Их потрясающая интуиция ко всему, что касается техники и технологий. Если это позволяет им чувствовать себя комфортно, снимает тревожность, значит, это то изменение, которое в детях уже произошло. Это изменение нужно принять», – говорит он. И концентрации на учебе это не помеха. А вот мат неприемлем в школе. Но, по мнению Ильи Демакова, это то, что должно быть объяснено ребёнку не в школе, а родителями в семье.

Сайт для продвижения

«Изначально сайт делали мои выпускники на платформе сайта гимназии, – рассказал Илья Демаков. – Он появился, так как нам нужно было куда-то помещать результаты нашей общей работы по нашему ломоносовскому проекту. Со временем он разросся, мы его совершенствовали с помощью разных платных и бесплатных платформ. Тот сайт, который работает сейчас, по-прежнему делается моими выпускниками. Мы туда не вложили ничего, кроме общего труда».

Илья Демаков считает, что общий сайт дает ученикам полезный опыт публичного представления своих работ. «Те же работы по ломоносовскому проекту видят разные организации, – поясняет он свою мысль. – Их мониторит президентская библиотека в рамках своих проектов. Заходя на наш сайт и видя там интересующие их материалы, президентская библиотека уже неоднократно предлагала моим ребятам делать концепции выставок на своей базе».

Николай Нелюбин


​Илье Сергеевичу Демакову 30 лет. В 2009 году он окончил Санкт-Петербургский государственный университет, а в 2013-м - аспирантуру Российской академии наук. Его педагогический стаж составляет 8 лет. Профессиональное кредо учителя: "Ясность и увлечение - основа успеха".

В копилке Ильи Демакова - Благодарность МГУ имени М.В. Ломоносова, Почётная грамота Министерства образования и науки РФ, Премия Президента РФ для поддержки талантливой молодёжи, Благодарность Губернатора Санкт-Петербурга, Знак "За гуманизацию школы", Благодарность Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Благодарность Департамента по молодёжной политике г. Турку (Финляндия).


Учитель является активным участником конкурсного движения. Причем, это касается не только "Учителя года России", который, смеем предположить, является кульминацией его карьеры на данном этапе. Так, в прошлом году Илья Демаков возглавил команду Санкт-Петербурга на Всероссийском чемпионате региональных учительских команд (ЧЕРУК) - его сборная заняла второе место. В 2013 году он стал абсолютным победителем всероссийского конкурса "Педагогический дебют". Кроме того, педагог был обладателем премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи и Молодёжной премии Санкт-Петербурга.


Однако особая гордость Ильи Демакова - это его ученики. Большое внимание он уделяет олимпиадному движению и исследовательской деятельности школьников. Среди учеников Ильи Сергеевича - победители Всероссийских олимпиад, десятки победителей конкурсов исследовательских работ и научных конференций школьников.

Илья Демаков руководит волонтерскими отрядами, театральной студией гимназии на немецком языке (также учитель владеет английским и испанским), а еще кружком любителей творчества Р. Дж. Толкина. В числе увлечений Учителя года России - городские путешествия и... картинг!


Абсолютному победителю Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017 помимо премии, достается традиционная награда - Большой хрустальный пеликан, а также почетная обязанность - на год стать общественным советником министра образования и науки России.

"Учительская газета" благодарит всех читателей и зрителей за внимание к главному профессиональному состязанию педагогов страны! Мы поздравляем абсолютного победителя, победителей, лауреатов и всех финалистов Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017! До будущих встреч на профессиональных площадках!


Фото Вадима Мелешко

ПЕДАГОГИ С ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ

Они уже лучшие. Два математика - один из Самары , другой из Казани . Один биолог - из Москвы . Единственная представительница прекрасного пола - учитель русского языка и литературы из Дмитровграда Ульяновской области. И петербуржец - 30-летний историк Илья Демаков из гимназии № 116 Приморского района. Каждый из них по праву победитель, каждый из них увез на родину Малого хрустального пеликана. Абсолютным же Учителем года назвали учителя из Петербурга !

Конкурс, который проходил уже в 28-й раз, состоял из трех этапов. Первые туры - в Сочи - право принимать "Учителя года" для Краснодарского края выиграл в прошлом году учитель из Армавира. Конкуренция была огромная - в конкуре приняли участие абсолютно все регионы России .

Последним испытанием для пятерки победителей стал "Круглый стол образовательных политиков" с участием Министра образования и науки, который прошел в Москве. В этом году темой для обсуждения стало "Единое образовательное пространство". Говорили, в том числе, и о ЕГЭ , и о школьных учебниках - их качестве и количестве.

Вы совершенно здраво оцениваете, что 2-3 линейки учебников необходимы, что базовое образование должно обеспечиваться для каждого гражданина страны, - сказала Ольга Васильева . - Это гражданская позиция. Очень приятно, что она у вас есть, и она у вас четко выражена. Вы поддерживаете министерство в том, что каждый человек рождается одаренным, и задача школы и всех ступеней воспитания и обучения этот талант увидеть и помочь ему развиться.

Абсолютного победителя объявили вечером 5 октября на большом концерте в честь дня учителя. Помимо премии, ему достался Большой хрустальный пеликан, а также почетная обязанность - на год стать общественным советником министра образования и науки России.

МОЛОДОСТЬ И МАСТЕРСТВО

Каждая награда разделяется с теми, кто рядом, - сказал в ответном слове Илья. - И мы можем абсолютно все благодаря нашим детям, нашим ученикам, таким, как мои пятиклассники, которые всегда больше других верят в своего учителя. Для меня огромное счастье привезти Большого пеликана на берега Невы !

Среди тех, кто рядом - коллеги Демакова.

Заслуженный учитель России Сергей Букинич вспоминает: он познакомился со своим будущим коллегой, когда тот был еще школьником. Илья вошел в число победителей Всероссийской олимпиады по истории. Увлечение переросло в профессию: окончив истфак СПбГУ , молодой человек приступил к работе в гимназии № 116, где преподает уже восемь лет.

Первые годы я был его наставником, приглашал на мастер-классы известных педагогов города, - вспоминает Сергей Букинич. - Дальше мы уже вместе представляли Санкт-Петербург на Первом чемпионате учительских команд в Ульяновске и разделили вместе успех второго места. Нынешнее участие Ильи во Всероссийском конкурсе " Учитель года" - закономерный результат его учительской карьеры.

Молодого педагога в школе любят и учителя, и ученики. Говорят, он из тех людей, у которых "горят глаза".

Он полон энтузиазма, который воодушевляет всех вокруг, - говорит учитель русского языка и литературы Наталья Меркулова . - Его искрометный юмор и тонкая ирония, удивительная память и редкий дар быстро реагировать на любую ситуацию всегда приятно удивляют при общении с ним. Его диалог с учениками - это фейерверк шуток в сочетании с профессиональными знаниями и человеческой добротой, который неизменно вызывает волну любви со стороны детей. Несмотря на свою молодость, он умеет быстро решать вопросы, которые большинство опытных учителей поставили бы в тупик.

Илья проводит суды над разведчиком Пауэрсом, штабные игры по битве при Вердене , приходит на уроки со скелетом в парике и вообще постоянно придумывает что-то новое, - рассказывает учитель английского языка Мария Браво.

КСТАТИ

Перед награждением с лауреатами конкурса встретился президент Владимир Путин . У педагогов была возможность задать главе государства вопросы.

Несколько лет назад при аналогичных обстоятельствах мой школьный учитель задавал Вам вопрос: кого из деятелей отечественной истории Вы назвали бы ключевым, - спросил Илья Демаков. - Хотел узнать и от своего лица, и от его: не изменилась ли Ваша оценка за это время?

А что я тогда сказал? - поинтересовался президент.

Вы назвали Александра III, - напомнил Демаков.

Да, Александр III – выдающийся деятель нашей истории, один из строителей нашего государства, - согласился Владимир Владимирович. - У нас много было выдающихся деятелей. Вы знаете, вот так просто показать пальцем очень сложно. Вообще, самое главное действующее лицо – это народ. Туда нужно углубляться – прежде всего в изучение морально-этических качеств нашего народа, там вся сила, там основа основ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

"Работа в школе - это живой диалог. Каждое действие (и бездействие!) ученика и учителя непременно отзывается свежими впечатлениями, новым опытом или переменой в настроении. В школе всё живо и подвижно. Непосредственность и открытость здесь сочетаются с ответственностью. Но главное - в школе всегда есть то, что хорошо получается. А человеку нравится быть там, где он успешен".

ЗВОНОК ПОБЕДИТЕЛЮ

- Илья, поздравляем вас с победой. Какие ощущения от конкурса?

- Очень радостные. Участие в нем - самое главное событие в жизни любого учителя, ведь у нас все-таки не так много моментов позитивной публичности, и они очень ценны. Я очень был рад увидеть ярких творческих коллег из всех регионов страны, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и я, решают их. Эти новые знакомства, диалоги, живое общение - для меня стало самым важным. Мы со всеми обменялись контактами, будем общаться.

Ну, и, конечно, испытываю огромное облегчение, что оправдал ожидания всех, кто меня поддерживал. За меня болеет младший брат-пятиклассник, он смотрел все трансляции. Это огромная ответственность, и здорово чувствовать себя тем, кто выдержал испытания. Я не подвел.

- Ученики ваши тоже следили за конкурсом?

Они меня беспрерывно поддерживают, пишут во всех соцсетях. Стоит повесить свежую фото, пост, мгновенно к нему оставляют пару сотен комментариев, никогда в жизни столько не было. Такое впечатление, что круглосуточно следят за конкурсом даже те, кто раньше вообще внимания особо не обращал.

Вообще, я очень соскучился по своим ученикам - сейчас у меня пятиклассники. Последнее, что сделал в Петербурге по дороге в аэропорт – забежал к школу и сделал с ними селфи, как талисман на конкурс. И знаете, я, когда вернусь, обязательно распечатаю это фото. Оно, правда, оказалось талисманом.

- Кто первый вас поздравил?

Самой первой позвонила мама. А затем - так совпало - позвонил именно мой наставник, тот педагог, чей вопрос я транслировал президенту Путину. Это Сергей Александрович Букинич. Мы сейчас вместе работаем в гимназии.

ДОСЬЕ "КП"

Илья Сергеевич Демаков

Место работы: гимназия № 116 Приморского района Санкт-Петербурга (с 2009 года)

Должность: учитель истории, права и обществознания. С 2016 года – тренер российской команды на Форуме молодежи северных стран (Nordic Youth Meeting). Координатор проекта, посвящённого толерантности и диалогу культур, в рамках международной Декады Лютера. В гимназии - руководитель театральной студии на немецком языке и кружка любителей творчества Р. Дж. Толкина.

Возраст: 30 лет

Образование: высшее, Санкт-Петербургский государственный университет (специалитет), 2009 год. Российская академия наук (аспирантура), 2013 год..

Педагогический стаж: 8 лет.

Отраслевые награды: Почётная грамота Министерства образования и науки РФ , Награда Правительства Санкт-Петербурга – Знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга». Победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют. Победитель в номинации «Учитель года» конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга.

КСТАТИ

Последний раз Большой хрустальный пеликан "улетал" в Петербург ровно десять лет назад, в 2007 году. Тогда победителем конкурса стал молодой учитель математики Дмитрий Гущин . Тот самый, чье имя прогремело в некрасивом скандале минувшим летом: педагог, по его словам, отказался подделывать оценки ученикам Петергофской гимназии, в которой работал. За что и был уволен. Когда история стала достоянием общественности, директора гимназии сняли с должности .

А первым историком, победившим в Учителе года, также стал петербуржец - в 2003 году Пеликана получил педагог из 166-й гимназии Игорь Карачевцев. Теперь он, к слову, ее директор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: