Игры по звукопроизношению. Картотека игр для формирования правильного звукопроизношения картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Работа по уточнению произношения звуков и их дифференциации является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи детей. Она сочетает в себе развитие речевого дыхания. Голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.


Формирование правильного произношения идет одновременно с работой по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.

В процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи .

Первая младшая группа

1.Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

2.Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.

3.Вызывать правильное произношение звуков.

Вторая младшая группа

1.Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками.

2.Развивать слуховое внимание, речевой слух. Речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3.Выработывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

1.Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренирую его основные движения во время артикуляционной гимнастики.

2.Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков.

3.Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4.вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа

1.Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над определенными звуками.

2.Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение определенных звуков.

3.Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4.Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа

1.Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2.Развивать звуковой анализ слов.

3.Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Поскольку игровая деятельность ведущая для детей дошкольного возраста, то с целью реализации перечисленных задач, необходимо подобрать игры. В подборе игр воспитателям могут помочь такие пособия, как «Воспитание правильного произношения» М.Ф. Фомичевой, «Придумай слово» О.С.Ушаковой, «Речевые игры» В.И. Селиверстова, «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко и др.

Первая младшая группа

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять различные действия согласно звучанию тамбурина.

Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином (бубном), вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда тамбурин звенит, а когда я стучу в него».

Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п на одном выдохе (п-п-п ).

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п .

Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф . Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой", но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...»—дует ребенок. (При повторении игры нужно, чтобы дети пригоняли кораблик к определенному месту.)

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Дети сидят полукругом на стульях. Воспитатель говорит:

«Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у ). Пришли в лес, набрали ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки уже не произнося звук у , а дети подражают ветру.

Вторая младшая группа

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит:

«Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Игра «Кто умеет улыбаться?»

Цель. Вырабатывать у детей умение ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.

Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так. (Показывает, как надо улыбаться.) Когда мы хорошо улыбаемся, мы показываем зубы. Улыбнитесь, дети». Дети улыбаются, воспитатель следит, чтобы у всех были видны зубы, затем спрашивает: «Дети, вы хотите, чтобы к нам в гости пришел Петрушка? («Да».) Вы рады ему?» («Рады».)

Воспитатель показывает Петрушку" и просит: «Улыбнитесь ему». Дети улыбаются. Затем он прячет Петрушку: «Дети, Петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубы, закройте их губами. А когда он снова покажется, опять улыбнитесь ему. Теперь спрячьте зубы, закройте их губами, сидите тихо и послушайте сказку».

Игра «Угадай, кто сказал»

Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.

Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей, воспитатель нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

Средняя группа

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель. Научить детей поднимать широкий передний край языка кверху.

Воспитатель показывает картинку с изображением девочки, которая ест варенье, и говорит: «Варенье очень вкусное! У девочки испачкалась верхняя губа. Варенье с верхней губы она слижет вот так. (Показывает.) А теперь слижите варенье вы».

Методические указания. Показывая, как надо слизать варенье, воспитатель делает движение широким языком по верхней губе вверх и вниз (а не из стороны в сторону). Верхнюю губу не следует втягивать внутрь рта. При повторении упражнения надо следить, чтобы дети не «подсаживали» язык нижними зубами: работает только язык, губы и нижняя челюсть неподвижны.

Упражнение «Забьем гвоздь молотком»

Цель. Добиваться от каждого ребенка четкого произношения изолированного звука д , учить различать на слух звуки т и д .

Дети, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук д . Воспитатель проводит упражнение по подгруппам и следит, чтобы дети произносили звук д звонко, но не кричали. Потом он спрашивает: «Помните, как стучали колеса вагона? («Т-т-т».) Правильно, они стучали тихо: «т-т-т». А как молоток стучит о шляпку гвоздя? («Громко».) Молоток стучит громко, звонко. Постучим еще раз: «д-д-д». Что делает кончик языка, когда мы говорим д ?..» («Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами».)

Игра «Чудесная коробочка»

Цель. Добиваться правильного произношения звука с ’ в словах.

Воспитатель приносит красивую коробочку. Показывает ее детям и говорит: «В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие, вы сейчас узнаете. Я буду вызывать вас по очереди. Вы достанете картинку, покажете ее детям и громко, четко назовете, что на ней нарисовано».

Игра «Угадай, как надо делать»

Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.

Воспитатель несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит воспитатель. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.

Старшая группа

Игра «Телефон»

Цель. Упражнять детей в четком, правильном произношении слов со звукосочетаниемj о.

Дети садятся на стулья, которые ставят в один ряд. Воспитатель говорит шепотом первому ребенку слово, а тот передает его дальше. Слова должны передаваться шепотом, но без искажения. Первый, исказивший слово, садится в конце ряда. Когда дети передадут последнее слово, можно попросить их составить маленькие предложения по картинкам, которые подобрал воспитатель.

Игра «Лес шумит»

Цель. Добиваться (по возможности) от каждого ребенка правильного длительного произношения изолированного звука ш. Учить определять положение губ, языка при произнесении звука ш.

Воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «шшш...» Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «шшш...»

Жигайло Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-Д/сад № 116" г.Сыктывкара
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека дидактических игр по коррекции звукопроизношения"
Дата публикации: 12.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Картотека дидактических игр по коррекции звукопроизношения
(методическая разработка)
Составил: воспитатель Жигайло Елена Михайловна (высшая категория)
Картотека дидактических игр по коррекции произношения

шипящих звуков

Игры подготовительного этапа

«Веселый язычок»

Цель:
развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
Ход:
ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков
2. «Как Буратино за грибами ходил»

Цель:
подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.
Ход:
воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.
2.

«Футбол»

Цель:

Ход:
дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
4. «Самый большой мыльный пузырь»

Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:

5. «Светофор»

Цель:

Ход:
детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.
6. «Где звук?»

Цель:

Ход:

7. «Волшебные кубики»

Цель:

Ход:

8. «Мяч в воздухе»

Цель:

Ход:

9. «Оркестр»

Цель:

Ход:

Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков

1. «Тишина»

Цель:

Ход:
водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.
2. «Лес шумит»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ш.
Ход:
воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.
3. «Гуси»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ш.
Ход:
ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.
4. «Пчелы и медвежата»

Цель:

Ход:
дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.
5. «Мухи в паутине»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ж.
Ход:
часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука.
6. «Пчелы собирают мед»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ж.

Ход:
одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями.
7. «Поезд»

Цель:

Ход:
дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.
8. «Воробушки»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ч.
Ход:
дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.
9. «Договори словечко»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ч.
Ход:
воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков

1. «Поймай рыбку»

Цель:
автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование:
металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.
Ход:
дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
2. «Помоги Маше»

Цель:

Ход:
воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).
3. «Одень ребятишек»

Цель:
автоматизация звука Ш в словах.
Ход:
на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).
4. «Назови ласково»

Цель:
автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход:
воспитатель говорит: Захотелось ласковых нам слов. Кто из звуков нам помочь готов? Ч (Ш) – наш самый нежный звук Не откажемся мы от его услуг. Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух- петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).
5. «Родители и детки»

Цель:
автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Ход:
воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).
6. «Большущие слова»

Цель:
автоматизация звука Ч в словах.
Ход:
воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени: у кошки – усы, а у тигра - …. у птички – глаза, у дракона - …. у гномика – дом, а у великана ….
7. «Колечко-колечко»

Цель:
закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.

Ход:
дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим.
Игры на дифференциацию шипящих звуков

1. «Прогулка в лес»

Цель:
дифференциация звуков Ш – Ж.
Ход:
в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш- ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи и т.д.
2. «Жадный кот»

Цель:
дифференциация звуков Ш-Ж.
Ход:
выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.
3. «Слово заблудилось»

Цель:
дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).
Ход:
Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.
4. «Мяч в кругу»

Цель:
упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.
Ход:
дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).
5. «Звенит – жужжит»

Цель:
дифференциация звуков З – Ж.
Ход:
водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.
6. «Умей слушать»

Цель:
закреплять умение детей дифференцировать звуки.
Оборудование:
макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.
Ход:
дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.
7. «Закончи словечко»

Цель:
дифференциация звуков З-Ж в словах.
Ход:
ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
8. «Замени звук»

Цель:
дифференциация звуков С-Ш.
Ход:
воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка- шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).
Игры по коррекции произношения звуков Л – ЛЬ

Игры подготовительного этапа

1. «Веселый язычок»

Цель:

2. «Фишечный диктант»

Цель:
упражнять детей в определении позиции звука в слове.
Ход:
у каждого ребенка по 8-10 фишек. Логопед произносит слова со звуком Л в разных позициях, а ребенок раскладывает фишки по карточкам с указанием начала, середины или конца слова. После диктанта провидится проверка.
3. «Звуковая мозаика»

Цель:
учить выделять заданный звук в ряду других звуков.
Ход:
у каждого ребенка имеется игровое поле разделенное на 9 квадратов. Воспитатель произносит звуки, а дети отмечают фишкой на игровом поле звук Л. В итоге на поле получается какой либо узор (количество клеток на игровом поле может увеличено до 16).
4. «Волшебные кубики»

Цель:
закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход:
ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки Л-ЛЬ. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
5. «Мяч в воздухе»

Цель:
упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход:
дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
6. «Слушай и хлопай»

Цель:
выделение заданного звука на фоне слова.
Ход:
взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем медленно и четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, где нет заданного слога. Например, кла-кла-кла – клад, закладка, класс, клык, кукла.
Игры для формирования правильного произношения звуков Л – ЛЬ.

1. «Пароход»

Цель:

Ход:
воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе и погудеть: ы-ы-ы. А потом положить язык между зубами и слегка погудеть: л-л-л. Каждый ребенок гудит как пароход, катая зайчика, матрешку и т. д.
2. «Самолет»

Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель показывает детям рисунок самолета, который может прятаться за облака, тогда ему не видно, а только слышно. Дети имитируют гул самолета протяжно произнося звук Л.
3. «Пускаем кораблики»

Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л.
4. «Веселые музыканты»

Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель предлагает детям поиграть на балалайках. Дети левой рукой как будто держат гриф, а правой ударяют по струнам и произносят слоги, которые на карточках показывает дирижер (ла, ло, лу, ал, ол, ул).
5. «Магнитофон»

Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-
ла
), (лу-
лу
-лу и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ

1. «Лягушачий концерт»

Цель:

Ход:
дети «превращаются» в лягушат, которых зовут ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Воспитатель – жаба-дирижер. Указывая рукой на лягушат по очереди он предлагает каждому лягушонку спеть свою песню, многократно повторяя соответствующий слог.
2. «Лягушки и комары»

Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с кочками. Чтобы лягушонок мог поймать комара ему необходимо перепрыгивать с кочки на кочку. Перепрыгнуть он может, если ребенок правильно прочитает или повторит за воспитателем слоги со звуком Л.
3. «Кладовка бабы Клавы»

Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель объясняет, что у бабы Клавы много старых вещей хранится в кладовке. Ребенок должен выбрать и назвать только те предметы, в названии которых есть звук Л (пластинки, глобус, слоники, полотенце, флаконы и т.д.).
4. «Путешествия в сказку»

Цель:
автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях.
Ход:
воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением сказочных героев. Каждый ребенок выбирает себе картинку, в названии которой есть звук Л и называет сказку (колобок, золушка, оловянный солдатик и т. д.).
5. «Один – много»

Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).
6. «Лесная школа»

Цель:
автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Ход:
воспитатель предлагает детям школу для зверей. Дети должны отобрать и назвать картинки с животными, которые будут учиться в школе, с школьными принадлежностями, с цветами в названиях которых есть звук Л. После чего дети должны составить рассказ о лесной школе.
7. «Неудачная рыбалка»

Цель:
автоматизация звука ЛЬ в слогах.
Ход:
воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.).
8. «Вещи, которые нас окружают»

Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
Много есть вещей полезных, Деревянных и железных, Что помогут нам всегда, Нам без них ни как нельзя. Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).
9. «Составь слово»

Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т.д.).
10. «Угадай, чего не стало»

Цель:

Ход:
воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку.
11. «Посмотри и назови»

Цель:
автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход:
воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша, пять иголок и т.д.
12. «Подружи слова»

Цель:
автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход:
ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова заканчивающиеся на звук Л и т д.).
Игры на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)

1. «Назови, какого цвета»

Цель:

Ход:
на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).
2. «Зоопарк»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
ребенку предлагается расставить так, чтобы за синим забором находились животные, в названии которых есть звук Л, а за зеленым – животные, в названии которых есть звук ЛЬ.
3. «Кто это?»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
воспитатель называет определение, а ребенок выбирает и называет соответствующую картинку (с хоботом – слон, с гривой – лев, с горбом – верблюд и т.д.).
4. «Садовники»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы, в названиях которых есть звук Л, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук ЛЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка).
5. «Четвертый лишний»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
воспитатель называет слова или показывает картинки среди которых одна не походит. Дети должны назвать лишнее слово или картинку. Например, кукла, неваляшка, лото, лопатка.
6. «Мяч в кругу»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком Л, а другой со звуком ЛЬ, следующий – со звуком Л и т.д.
7. «Слово заблудилось»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком (клубок, клумба, лыжник).
Игры по коррекции произношения звуков Р – РЬ

Игры подготовительного этапа

1. «Веселый язычок»

Цель:
развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. Ход:
2. «Футбол»

Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:
дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
3. «Самый большой мыльный пузырь»

Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:
детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.
4. «Светофор»

Цель:
выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.

Ход:
детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.
5. «Где звук?»

Цель:
учить определять место звука в слове.
Ход:
детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
6. «Волшебные кубики»

Цель:
закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход:
ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
7. «Мяч в воздухе»

Цель:
упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход:
дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
8. «Оркестр»

Цель:
развивать длительный, плавный выдох.
Ход:
по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).
Игры на формирование правильного произношения звуков Р – РЬ

1. «Лошадка»

Цель:

Ход:
дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие лошадок. Дети, изображающие лошадок берутся по парно за руки и с цоканьем ездят управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр. Потом дети меняются.
2. «Самолеты»

Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование:
гирлянда с флажками, три флажка (красный, синий зеленый).
Ход:
на одной стороне комнаты стоят стульчики, впереди натянута гирлянда с флажками – это аэродром. Летчики сидят на стульчиках и заводят моторы: д-д-д-дррр. Получив правильный звук Р, летчики разлетаются в разных направлениях. По команде возвращаются на аэродром. Если ребенок не сумеет перейти на звук Р, то его отправляют в ремонт к механику (логопеду).
3. «Цветные автомобили»

Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование:
цветные обручи по числу играющих, несколько цветных флажков.
Ход:
на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате, подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и возвращаются на свои места.
4. «Будильник»

Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время, будильник начинает трещать: р-р-р.
5. «Вороны»

Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
воспитатель делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся в круг и, опустив руки, говорят: как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны; вторая – вороны, которые прыгают в круг и каркают. Первая группа детей говорит: из-за корочки подрались, во все горло разорались. Вторая группа каркает. Первая группа: вот собаки прибегают и вороны улетают. Третья группа детей, изображающая собак рычит и гонится за воронами. Пойманные становятся собаки.
6. «Договори словечко»

Цель:
формирование правильного произношения звука РЬ.

Ход:
воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ (фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).
7. «У медведя во бору»

Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
дети делятся на две группы. Группа детей тихонько подходят «к медведям» и говорит: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.
Игры на закрепление правильного произношения звуков Р - РЬ

1. «Сороконожка»

Цель:

Ход:
перед ребенком кладется картинка сороконожки. Логопед говорит: Трудно жить сороконожке, Надевать самой сапожки. Вот помог бы кто-нибудь Сорок ножек ей обуть. Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и повторяй слоги. Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тои же цвет части сороконожки и повторяет слоги, подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку следует с хвоста.
2. «Магазин»

Цель:

Ход:
на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т.д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те предметы, которые купил страус.
3. «Африка»

Цель:
автоматизация звука Р в словах.
Ход:
перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские животные. Задача ребенка разделить животных на травоядных и хищников и правильно назвать их.
4. «Замени звук»

Цель:
автоматизация звука Р в слогах.

Ход:
воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).
5. «Ру-ру-ру»

Цель:
автоматизация звука Р в слогах и словах.
Ход:
воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (ру-башка, ру- ка, ру-чей и т.д.).
6. «Подбери слова»

Цель:
автоматизация звука Р в словах.
Ход:
воспитатель предлагает найти в группе как можно больше картинок со звуком Р. после того как все картинки будут собраны логопед и дети пробуют зарифмовать слова между собой (топор-помидор, груша-каркуша, петрушка-ватрушка, тетрадка-кроватка и т.д.).
7. «На стройке»

Цель:
автоматизация звука Р в слогах.
Ход:
воспитатель предлагает детям помочь трем парасятам построить прочный дом. Дети должны выбрать строительный материал и инструмент необходимый для строительства, в названиях которых есть звук Р (кирпичи, рубанок, топор, мастерок, отвертка и т.д.).
Игры на дифференциацию звуков Р – РЬ (Л – Р)

1. «Самолет»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети произносят звуки Р и Л попеременно.
2. «Перетягивание каната»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р, если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.
3. «Договори словечко»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.

Ход:
воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).
4. «Садовники»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).
5. «Измени слово»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).
6. «Закончи слово»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова, а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).
7. «Ловишки из круга»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Оборудование:
фанты у детей.
Ход:
дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты. Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать слова на звуки Р – Л).
8. «Найди себе пару»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе пару, как можно быстрее.
9. «Звериная лечебница»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ


Игра №1 «Волшебная яблоня»

Цель : дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, автоматизация в словах.

Материал : яблоня, яблоки разных цветов.

Ход игры : Ребёнок называет слова, словосочетания, предложения с заданным звуком. После того, как слово названо, ребёнок берет яблоко и «вешает» его на яблоню. Например: звук [Ш] - жёлтые яблоки, звук [С] - зелёные яблоки, [Ж] - красные яблоки.

Игра №2 «Собери дом»

Цель : автоматизация звука [Р] в словосочетаниях, связной речи.

Материал : части дома.

Ход игры : Ребёнку предлагается собрать дом, комментируя свои действия. Например: «У дома серая крыша. На крыше черная труба. Дом из оранжевого кирпича, значит он кирпичный. Возле дома коричневый забор».

Игра №3 «Помоги котёнку»

Цель

Материал : котёнок, шары разных цветов.

Ход игры : Ребёнок повторяет заданные слова, словосочетания, предложения. После этого берёт шар и «прикрепляет к нитке».

Игра №4 «Колобок»

Цель : автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Материал : замо̀к, колобок.

Ход игры : Ребёнку предлагается найти колобка. Для этого ребёнок за взрослым повторяет слова и открывает ворота. Игра продолжается до тех пор пока ребёнок не найдёт колобка.

Игра «Язычок в Шахматной стране»

Цель: автоматизация звуков в слогах, словах, чистоговорках.

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, восприятия; развитие зрительно-моторных координаций, логического мышления, ориентировки в пространстве; расширение словарного запаса; формирование речевого дыхания.

Логопед достает коробку с фигурами и предлагает выставить шахматную фигуру на стол, если ребёнок услышит звук С. Ребёнок сам выбирает ту фигуру, какой он хочет выполнять задание, вспоминает, как ходит фигура и отправляется в путь по шахматной доске до финиша. Задания: 1. Дойди фигурой до финиша, произнося слог и слово с этим слогом. Например: СА- САНИ, СО — СОВЫ и т.д. (если ребёнок не умеет читать, повторяет вслед за взрослым). Сбоку выложены картинки для помощи ребёнку. Если ребёнок придумает сам слово, получает фишку. Для закрепления можно взять черную фигуру и повторить задание. 2. Язычок усложняет задание шахматным фигурам. На доске появляются препятствия- «камни» Дойти слоном до финиша Ф обходя камни - преграды, делать ход можно только после того, как повторишь ряд слов. Например: Сад — сок — сом. Суп — сук — сам. Совы — сода — сотня. Сыпать — сытый — сытный. Судак — сухой — сундук. Судно — сумка — сутки. Сухо — сани — садик. Сапог — сынок — станок.

Игра «Звуковые шашки»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков.

Задачи: Упражнять в правильном произношении звуков;учить подбирать слова с заданным звуком; пополнять словарный запас; развивать мышление и речь детей.

Перед ребёнком разложено игровое поле в клетку и картинки, в названии которых есть заданный звук. Ребёнок чётко произносит название картинки и закрывает клетку этой картинкой.

Игра заканчивается, когда все картинки будут выложены.

Многофункциональное пособие "Веселые клубочки"

Игра "Звуковые шашки"

Цель: автоматизация и дифферинциация звуков "Р" и "Л"

Задачи: упражнять в правильном произношении и дифференциации звуков «Р». « Л», подбирать слова с заданным звуком, развивать мышление и речь.

Играют двое детей. Картинки выкладывают по очереди, чётко произнося звук. На ор анжевые клетки слова со звуком «Р», на гол убые- со звуком « Л». Игра заканчивается, когда все картинки будут выложены.


Многофункциональное пособие «Занимательные кубики»

Описание: Цель и задачи зависят от этапа коррекционной работы. Используя пособие, можно выполнять артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики, а также отрабатывать произношение звуков на этапе постановки и автоматизации.Для решения конкретной коррекционной задачи с "обратной" стороны кубика прикрепляем определенное задание.Делая ход, ребенок выполняет поставленную дидактическую задачу.

Игра "Футбол"

Цель:развитие целенаправленной воздушной струи.

Задачи: совершенствовать умение производить вдох глубоко и спокойно, через нос, выдох через рот, следить за точностью направления воздушной струи.

Ход: Шашка- шайба, изготовленная из поролона, ставится на край шахматного поля. На противоположном краю поля выставляются ворота. Ребенок становится напротив шашки-шайбы. По сигналу: «Гол в ворота!» ребенок дует на шайбу, пытаясь « забить гол».


Многофункционнальное пособие "Шашки - бабочки"

Игра "Полет бабочки"

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Задачи: совершенствовать умение выполнять легкий, плавный, длительный, экономный выдох, не надувая щек с использованием коктейльной трубочки
Ход: Данные шашки можно использовать для развития воздушной струи, так как они легкие и свободно скользят по полю. Для этого необходимо иметь коктейльную трубочку: делая ход шашкой - бабочкой передвигать ее по полю не руками, а с помощью воздушной струи, выдыхаемой через коктейльную трубочку

Игра "Отвечалки - повторялки"

Цель:автоматизация звука "С".

Задачи: закреплять умение правильное произносить звук в словах, подбирать рифму, развивать фонематическое восприятие.

Взрослый читает небольшое стихотворение «Ты кому даешь 2 миски?» Ребенок должен ответить в рифму, повторяя слово 3 раза: «Киске, киске, киске» и сделать ход, той шашкой, которая может встать на картинку с изображением киски.


Консультация для воспитателей

Дидактические игры для закрепления правильного произношения звуков.

Покатаем на машине.

с (сь)

Наглядный материал: Игрушки, в названии которых есть звук с (сь) : слон, собака, лиса, поросёнок, гусь, а также другие игрушки: мишки, крокодил, кукла, машина и т.д.

Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать её, потом он сам называет её и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»). Ребёнку правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола. Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли слова на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).

Будьте внимательны.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделять голосом: зззонт),после каждого слова делать набольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых не достаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

Назови и отгадай.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь) , а также парные к ним без з , например: зайка - кошка, замок - ключ, коза -корова, ваза-графин

Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук з («песня комарика») . Если дети пускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, зззайка - кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з . Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук з (зь) , умели выделять эти слова со звуком.

Что в мешочке.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ц в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц :цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.

Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду, - продолжает он, - тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовёт её и покажет всем детям». Вызванный ребёнок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей ещё раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички») . Когда все предметы будут вынуты все предметы из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица) , и предлагает детям перечислить их. Произносить слова воспитатель должен отчётливо, выделяя звук ц , например: овцца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с , который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы правильно называли слова, содержащие ц , отчетливо произносили этот звук в словах.

Наши имена.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Кукла.

Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать её так, чтобы в её имени был слышен звук ш песенка гуся») . Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька». Затем воспитатель просит сказать, какие имена они ещё знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шура, Даша, Лёша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть ли в нём «песенка гуся» или нет. «Миша, скажи громко, как тебя зовут», - обращается воспитатель к мальчику. Ребёнок отвечает.« Слышится в твоем имени звук шш -«песенка гуся» или нет?» Если ребёнок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук ш , и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Мишшша «песенка гуся» или нет?» Такую работу можно провести с 6-8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нём появился звук ш , например:Танюша, Катюша, Андрюша. Для ответов вызываются и те дети, в именах которых этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т.д.; особое внимание следует обратить на тех ребят, которые ещё недостаточно отчетливо произносит данный звук в словах.

Отбери предметы.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы в названиях которых есть звук ч : часы, ключ, чайник, чашка, мяч и т. п., а также другие игрушки: кукла, мишка, машина.

Воспитатель ставит на стол все приготовленные предметы (6 - 8) и предлагает детям назвать лишь те, в названиях которых есть звук ч . Педагог следит, чтобы ребята правильно выбирали предметы, добивается, чтобы они чисто произносили звук ч в названиях, выделяя его голосом: чччасы, ключчч. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Кому что подарим.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка, мишка (во всех названиях есть звук ш )

Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной стороны картинку с изображением мальчика, с другой - девочки, в нижней части фланелеграфа прикрепляют остальные предметы, и предлагает детям перечислить их. Указывая на картинки с изображением детей, он говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку - Маша». Картинки, стоящие внизу, он предлагает подарить одни Мише, другие Маше. Педагог указывает на картинку с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: «Шуба».- «Кому мы подарим шубу; Мише или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше. Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с изображением девочки. «А это что?» - спрашивает он, показывая машину. «Это машина», - говорят дети. «Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить машину мальчику картинка ставится под изображением мальчика) и т.д. Некоторые предметы, изображенные на картинках, дети могут подарить и Мише, и Маше. Когда все предметы будут распределены, воспитатель предлагает некоторым ребятам перечислить, какие предметы они подарили Мише, а какие - Маше, и следит за тем, чтобы все дети правильно произносили звук ш в словах. Аналогичная игра может быть проведена для отработки произношения любых звуков в словах.

Зачем нужно?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Предметы или картинки: чашка, чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех названиях есть звук ч ).

Воспитатель показывает предметы (или картинки) и просит детей называть их и сказать, зачем нужны. Например, он показывает чашку и спрашивает: « Что это?» Дети: «Чашка». «Таня, зачем нам нужна чашка?» Таня: «Пить чай».- «А кто скажет, что ещё можно пить из чашки?» - обращается воспитатель ко всей группе. Дети перечисляют: «Пить молоко, кисель, компот» и т.д. Далее воспитатель показывает часы, очки, ключи и другие предметы и спрашивает об их назначении. Педагог следит, чтобы все дети правильно произносили звук ч в словах.

Подберём игрушки.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: кукла; игрушки и предметы: жук, жираф, ёжик, флажок, кружок, жеребёнок и др. (во всех названиях есть звук ж ).

Все перечисленные выше игрушки и предметы воспитатель заранее расставляет на видных местах. Игра начинается с того, что педагог показывает детям незнакомую куклу (мальчика или девочку) и предлагает придумать ей такое имя, чтобы в нём слышался звук ж (песенка жука). Дети вспоминают имена Женя, Жора. Воспитатель повторяет их, выделяя голосом ж: Жжженя, Жжжора. Затем он говорит, что у Жени (Жоры) дома много разных игрушек и предметов, в названии которых тоже есть ж (песенка жука). «Кто скажет, какие игрушки, и предметы есть у Жени дома?» Если дети сами не могут ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых есть «песенка жука» . Найденные и названные предметы ставят на стол. Когда на столе окажутся все подготовленные воспитателем для игры предметы, он предлагает детям ещё раз назвать их, выделяя голосом, звук ж: ёжжжик, флажжжок и др. Если кто-либо называет не тот предмет - без ж , педагог разбирает это слово совместно с детьми; он следит, чтобы все дети четко и чисто произносили слова со звуком ж , выделяли его голосом.

У кого кто?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Картинки с изображением животных и их детёнышей: медведь и медвежата, ёж и ежата, уж и ужата, верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих названиях есть звук ж) .

Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать кто это. Дети отвечают. Затем он спрашивает: «А как называют детенышей медведя(если показывал взрослого медведя)?» - «Медвежата», -говорят дети. «А детенышей ежа?» - «Ежата». И т.д. Воспитатель следит, чтобы ребята четко произносили звук ж в словах, выделяя его голосом: медвежжжата, жжжеребята. Аналогично данному можно провести упражнение на закрепление правильного произношения детьми звука ч : волк - волчата, зайка - зайчата, кролик - крольчата, белка - бельчата, галка - галчата и т.д. Нужно, чтобы дети называли детенышей животных не только во множественном числе, но и в единственном числе: медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т.д.

Выбери слово.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд слов, в которых есть звук щ , а также такие, в которых этого звука нет, и предлагает хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук щ («песенку пилы»). Примерный набор слов: щука, лампа, веник, щетка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются в определении слов со звуком щ, воспитатель произносит слова, выделяя этот звук голосом: щщщука, ящщщик. Групповые ответы чередуются с индивидуальными.Подбирая слова для упражнения, следует избегать слов со звуком ш, с, сь, чтобы дети не путались.

Отгадай, что взял Петрушка.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы, в названии которых есть звук щ ; щетка, ящик, клещи, щенок; Петрушка.

Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названиях которых есть звук щ , он просит детей назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. « Вы сейчас закроете глазки, - говорит он, - а когда я вам скажу, отроете их». Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает один из предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, например щетку, воспитатель спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» - «Петрушке нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)»,- отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают, зачем они нужны. Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны, правильно определяли взятые предметы, чисто и четко произносили слова со звуком щ, выделяя его голосом.

Найди игрушку.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком л (ль). Дети называют: «Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла» и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделять в словах голосом звук л (ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл. Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли ответы разбираются всей группой.

Каких животных мы знаем?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф, картинки: лошадь, волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка (во всех названиях есть звук л (ль)

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это кто?» - «Лошадка», - отвечают дети. «А это кто?» (Показывает льва). - «Лев». И т.д. Рассмотренные картинки воспитатель размещает на фланелеграф так, что все домашние животные оказываются с одной стороны, а дикие - с другой. Когда дети назовут всех животных и воспитатель расставит картинки, он, указывая на ту сторону фланелеграфа, где прикреплены картинки с изображением домашних животных, предлагает нескольким детям перечислить их. Педагог, объясняет, что эти животные называются домашними потому, что живут рядом с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные приносят людям большую пользу.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук л (ль ) в словах, поправляет тех, кто еще недостаточно чисто произносит этот звук, просит повторить нечетко сказанное слово, дает образец произношения.

Стихи на закрепление правильного произношения сложных звуков

Формирование правильного звукопроизношения - не простая задача. Закреплять правильное произношение звуков можно не только в специальных упражнениях. При разучивании веселых стихов процесс «выговаривания» может стать интересным и радостным, что гарантирует получение наилучших результатов.
«Вьюга»
Вьюга воет:
- У-у-у!
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб.
Хоп-хоп-хоп,
Хоп-хоп-хоп.

«Снегирёк»
Сел на ветку снегирёк
- ф-ф, ф-ф!
Брызнул дождик -
он промок:
- ф-ф, ф-ф!
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька
- ф-ф, ф-ф!
(Немецкая песенка)

«Едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке -
цок-цок-цок!
По дороге зимней, гладкой.
Санки скрипят - ш-ш-ш!
Бубенчики звенят - динь-динь!
Дятел стучит - тук-тук-тук!
Вьюга свистит - с-с-с!
Белка на ветке орешки грызет - щёлк-щёлк!
Рыжая лисичка зайца стережёт - ф-ф-ф!
Холод, холод - в-в-в!
Стужа - брр-брр!
Снег пушистый
Кружит, кружит - о-о-о!
Ехали мы ехали - цок-цок-цок!
Наконец доехали:
С горки - ух!
В ямку - бух!
Приехали!
Т.Тютюнникова

«Дождик»
Кап-кап, тук-тук,
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки.
Г.Бойко

«Осенние листочки»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - а-а-а…
Рябиновый - и-и-и…
Березовый - о-о-о…
Дубовый - у-у-у…
М. Картушина

«Тучка»
Кап-кап-кап! - тучка.
Кап-кап-кап! - плакучка.
День и ночь плачет,
Дождик вниз скачет.
М.Картушина

«Ветерок»
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-У-У, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон,
Ах-ах, ах-ах!
Е. Алябьева

«Во дворе»
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Ушли кони со двора!
Две собачки очень строго
Нам сказали у порога:
- Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!
Рано-рано два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

«Встреча»
Повстречались
Два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Гав-гав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два козленка: «Ме-е-е!»,
Два теленка: «Му-у-у!»
Смотри, какие рога!
(Детская потешка)

«Барашек»
Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.
(Литовская песенка)

❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀

Петушок проснулся поутру,
Заиграл на дудке: ту-ру-ру.
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать.
На лугу коровка - му-му-му!
Розовые свинки - хрю-хрю-хрю!
А козёл рогатый - ме-ме-ме!
Баран бородатый - бе-бе-бе!
Замяукал котик - мяу-мяу!
А собачка лает - ав-ав-ав!
А в лесу кукушка все - ку-ку, ку-ку!
Петушок веселый спел - ку-ка-ре-ку!
А в саду зелёном детвора
Распевает песни - та-ра-ра!

❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!
Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!
Пи-пи-пи! Воды попить!
Мур-мур-мур! Пугаю кур!
Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!
Му-у! Молока кому?
А. Барто
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Петушок запоет,
Лишь солнце взойдет.
Ку-ка-ре-ку! Солнце взошло!
Ку-ка-ре-ку! Утро пришло!
Просыпайтесь! Поднимайтесь!
За работу принимайтесь!
(Детская потешка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Наши уточки с утра:
«Кря-кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га-га!»
А индюк среди двора:
«Бал-бал, балды-балды!»
Наши гуленьки вверху:
«Гру-гру!»
Наши курочки в окно:
«Ко-ко-ко!»
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»
(Детская потешка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Громко спорят две лягушки -
Кто из них красавица?
Ква-ква, ква-ква-ква.
Как вам это нравится?
В.Лифшиц

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: