Реализация на уроках географии системы проблемного обучения. Использование метода проблемного обучения на уроках географии

Проблемные вопросы по географии

Составитель:

учитель географии

МАОУ «СОШ № 000 с углублённым изучением

отдельных предметов» города Перми

Как изменить обучение школьников географии, чтобы оно не подавляло, а опиралось на естественное стремление познавать мир, в котором он живет? Как академическое знание сделать доступным, понятным, полезным каждому ученику? Хороший результат дает самих учеников в процесс построения знания.

Главным условием активизации деятельности учащихся на уроках является постановка перед ними познавательных задач. Эти задачи могут быть в виде проблемных вопросов и заданий, создающих на уроке проблемную ситуацию. Решение проблемных заданий приводит к развитию творческого мышления школьников.

Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое задание, которое он не может выполнить при помощи имеющихся знаний или уже известными, прежними, знакомыми способами. Для этого он должен получить новые знания или использовать новый способ действия.

Выбор и создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла потребность в ее решении.

Проблемные вопросы и задания в своей работе использую на всех этапах урока: перед изучением новой темы, в процессе изучения нового материала, при обобщении знаний, при закреплении нового материала. Проблемных вопросов и заданий можно составить много по разным темам. Для их составления использую разнообразные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно – популярную литературу, статьи из текущей периодической печати.


На уроках географии использую несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры выше, чем в экваториальном. Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?» (вопрос № 19).

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения наступают в природе после рубки леса?» (вопрос № 14).

Задания, требующие понимания противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Всегда ли сохраняется широтное направление изотерм?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно», т. е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба (вопрос № 16).

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, объяснить черты ясной и ненастной погоды по местным признакам. Учащимся необходимо высказать свои суждения, обосновать ее научно-практическое значение (вопрос № 13).

Задания-парадоксы, например: «Почему высочайшая вершина Африки вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником? Как это можно объяснить?» (вопрос № 18).

Таким образом, эффективность обучения в курсе географии может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения.

Тема урока

Тип урока

Проблемный вопрос и задание

План местности

(время выполнения


«Уже прошло несколько часов, как ученики отправились в поход. Нужно сделать остановку. Но где? Юра остановился, достал какую-то бумажку и начал ее разглядывать:

– Да, за этим холмом течет река. Если пойдем прямо, то выйдем на заболоченный берег, а если возьмем немного левее, то попадем на луг. Там к реке спускается дубовый лес, да еще и источник бьет неподалеку. Пойдем. Через полчаса сделаем привал».

Чем пользовался Юра, определяя направление движения?

Как мальчик определил, что до места привала еще полчаса ходу?

План местности

(время выполнения

«Испанские моряки, впервые побывавшие на островах Океании 7 18 веке, встретив , попросили их рассказать об окружающем их мире. Те, недолго думая, нарисовали на песке разные по величине кружки, расположенные в ряд. Так они показали расположенные рядом с ними острова».

Можно ли составить план местности на глазок?

Градусная сетка

(время выполнения

Применение знаний, умений и навыков на практике

В повести Марка Твена «Том Сойер за границей» описан спор Тома и его друга Гека Финна во время полета на . Друзья пролетали над Африкой, и Том увидел на земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не смог разобрать, что это такое.

– Ведь это наверняка одна из тех линий, которые нарисованы на карте. Те самые, которые называются меридианами. Стоит только нам опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер, и…

– Гек Финн, разумеется, они нарисованы на карте, но это ничего не значит – на земле их нет.

Объясните, почему параллели и меридианы не видно на поверхности Земли?

Сколько же таких линий на земном шаре?

Градусная сетка

(время выполнения


У Герберта Уэлса в его «Машине времени» герой путешествовал в прошлое и будущее. А в действительности, возможно ли вернуться во вчерашний день? Что вы скажете на это?

Географические координаты

(время выполнения

Урок усвоения новых знаний


Если корабль терпит бедствие, то по сигналу SОS его находят другие корабли и оказывают помощь.

Как это удается сделать – найти среди бескрайних просторов океана именно то место, где находится корабль, подавший сигнал бедствия?

Внутренние силы Земли

(время выполнения

Комбинированный

«…Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Бетонные блоки стен с визгом терлись друг о друга и вываливались наружу и внутрь квартир. Земля вспучивалась, высокие деревья падали, как подкошенные… Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной» (, 1989).

Как ты считаешь, о каком геологическом процессе говорится в тексте?

Питание и режим рек

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?

(время выполнения

Урок актуализации знаний и умений

Работая с картой, объясните, почему одна часть озера Балхаш обозначена розовым цветом, а другая – голубым?

Человек и гидросфера

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений


Используя краеведческий материал, объясните, к каким изменениям в природе может привести строительство .

Мировой океан

(время выполнения

Урок «открытия» нового знания

В каком море больше воды – в Черном или Балтийском?

Движение вод Мирового океана

(время выполнения

7-10 минут)

Урок актуализации знаний и умений

«В 1989 году один житель Ирландии нашел на берегу капсулу, оставленную экспедицией Уилла Стигера на Северном полюсе в мае 1986 года».

Как капсула могла проделать путь в 4,5 тысячи километров? Почему море редко бывает спокойным? В чем причина волнений?

(время выполнения

10-12 минут)

Урок систематизации и обобщения знаний и умений


«Расследовалось преступление, совершенное днем недалеко от моря. Один из подозреваемых настаивал на своем алиби, утверждая, что в момент преступления гулял по набережной моря и затратил много времени, пытаясь достать из воды унесенную ветром шляпу».

Почему детективы усомнились в алиби подозреваемого?

(время выполнения

Урок закрепления знаний

Объясните черты ясной и ненастной погоды по местным признакам:

На муравейнике бойкое движение. (Ясно) Птицы поют весело. (Ясно) Утром сухая трава. (Ненастная) Одуванчики закрываются. (Ненастная) Стрижи летают низко. (Ненастная)

Природные комплексы

(время выполнения

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Какие изменения наступают в природе после рубки леса? (Назовите не менее 5 следствий).

Рельеф Земли

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Как изменилась бы площадь Австралии, если бы уровень Мирового океана понизился на 200 м?

Климат Земли

(время выполнения

Практикум контроля знаний и умений


Рассмотрите климатическую карту. Всегда ли сохраняется широтное направление изотерм?

Как изменится климат при увеличении площади мирового океана?

Природные зоны Земли

(время выполнения

Урок рефлексии


На каких материках и в связи с чем природные зоны сменяют друг друга не с севера на юг, а с запада на восток?

Рельеф Африки

(время выполнения

Урок «открытия» нового знания

Почему высочайшая вершина материка вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником?

Климат Африки

(время выполнения

Комбинированный

Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Объясните, почему в Ю. Америке (самом материке) находится пустыня Атакама?

Назовите причины образования пустыни на побережье Тихого океана.

Список литературы:


Андреева обучение в географии // География в школе, 1999, № 7. Кудрявцев обучение. М., 1991 Паншечникова задания и упражнения по географии. – М.: Просвещение,1992 Понурова подход в обучении географии в . – М.: Просвещение, 1991 Примерные программы по учебным предметам. География. 6 - (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010 Финаров обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007

Бизина Светлана Владимировна,

Учитель геогафии

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Не мыслям надо учить, а мыслить.

И. Кант

В последнее время весьма актуальной стала проблема активности учащихся на уроках географии, так как качество знаний учащихся резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников .

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в практике школы все активнее используются методы проблемного обучения .

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем .

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы .

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

2) опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

3) творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации .

Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое-либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Строение земной коры» в VII классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости».

Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в VI классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников.

Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» в VIII классе обобщаются знания о ресурсах России, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи учителем даются вопросы и задания проблемного характера:

1. Составить схему «Виды природных ресурсов».

2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.

3. Предложить свой вариант решения экологических проблем.

4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).

Для более эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом возможно использование других методов обучения.

Так, в ходе решения проблемной ситуации, можно предложить учащимся самостоятельно систематизировать материал и составить опорную схему, рисунок-конспект и т.д. Очень хорошо с проблемным обучением сочетаются игровые формы уроков.

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»

Таким образом, курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.

Список литературы:

1. Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе,

1999, № 7.

2. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –

М.: Просвещение,1983.

3. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней

Школе. –М.: Просвещение, 1991.

4. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель,

2007.

Приложение

Урок-практикум на тему: «Климат Африки»

Уроки проблемного обучения возможны не только в старших, но и в седьмых классах. Они отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений. Но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного. Урок организуется следующим образом. Класс делится на число групп равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:

Определить, какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу;

Заполнить в тетради таблицу:

Характеристика климатических поясов Африки

Выяснить:

Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)

Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)

Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)

Группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:

Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?

Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?

Почему в северной Африке климат более сухой, чем в южной?

Как видно, проблемные вопросы обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления, сменой воздушных масс и господствующих ветров.

Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.

Не менее важна и групповая работа – конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты.

Функция учителя при проблемном подходе заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.


Проблемное обучение на уроках географии.

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

  • начинает воспринимать себя по-иному;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • становится более уверен в себе и автономен;
  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
  • начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя - принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.

География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

  • наблюдения (в том числе и летнее),
  • практических работ,
  • просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
  • сообщения учащихся,
  • рефераты,
  • участие в научно-исследовательской работе,
  • использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Что подразумевается под проблемным обучением?

1. Метод проблемизации.

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению - углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:

факт -> гипотеза -> теория ->знание (истина).

Задача учителя - направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.

Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.

3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.

Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

4. Методы проблемного обсуждения.

Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

1. На основе дискуссионной деятельности:

Семинары (индивидуальная работа); - структурированные дискуссии (групповая работа); - проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:

Практические занятия (коллективная работа) - исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами :

  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • урок решения задач;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;
  • рок-пресс-конференция;
  • урок-защита диссертации;
  • урок-суд;
  • урок-посвящение;

Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так. В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны - благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, прошу у учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

Задания-парадоксы , например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан - имеют два паводка в год - весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии - источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»

Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки».

Подобные уроки возможны не только в старших, но и в седьмых классах. Они отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений. Но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного. Урок организуется следующим образом. Класс делят на число групп. Равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:

Определить какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу.

Заполнить в тетради таблицу:

Выяснить:

Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)

Почему полуостров Сомали - одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)

Почему в пустыне Наиб, находящейся на побережье атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)

группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:

Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?

Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?

Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?

Как видно. Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.

Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.

Не менее важна и групповая работа (исследовательская группа - пятая) - конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

МОУ « Бендерская средняя общеобразовательная школа №11»

Тема:

Проблемное обучение на уроках географии.

географии высшей категории

МОУ «Бендерская средняя

общеобразовательная школа № 11»

г. БЕНДЕРЫ, 2013 год

Содержание: стр.

    Введение. 3 - 6

    Вопросы проблемного обучения на уроках географии. 6 - 12

    Заключение. 13 - 15

    Литература. 15

«Проблемный подход в обучении географии в школе»

(Проблемное обучение на уроках географии)

    Введение.

По вопросам проблемного обучения до сих пор ведутся споры: одни авторы определяют его как новый тип обучения (М.Н. Скаткин, И.А. Лернер, М.И. Махмутов), другие – как метод обучения (В. Оконь), третьи относят проблемное обучение к категории принципа (Т.В. Кудрявцев).

Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение, общим для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения являются создание проблемных ситуаций и решение проблемы.

«Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий»

(И.Я. Лернер)

Но не всякая проблема неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у учащихся нет потребности в разрешение проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.

«В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема»

(М.Н. Махмутов)

Однако некоторые педагоги считают, что не трудность как таковая есть проблема, а то, что в этой трудности должен быть обнаружен источник проблемы. Таким источником можем считать противоречие – «противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых знания ученика недостаточно, нужны новые».

Соподчиненность основных понятий проблемного обучения можно представить в виде простейшей схемы.

Основные понятия проблемного обучения:

Проблемное обучение – дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика.

Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения ученика.

Проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение.

Проблемный вопрос

Проблемное задание

Таким образом, проблемное обучение является логической основой для создания на уроках различных проблемных ситуаций, организации учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирования у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода в обучении является самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Процесс выполнения проблемных заданий и решения проблемных вопросов является наиболее сложным в теории проблемного обучения. Специально этим вопросом в методике обучения географии занимались мало. В ряде работ рассмотрены некоторые способы решения познавательных вопросов: нахождение причинно-следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщение. Но нельзя забывать, что не всякий познавательный вопрос проблемный. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт учащихся к получению новых знаний. В решении проблем учащимися можно выделить следующие этапы:

Осознание проблемы, вскрытие противоречия;

Формулирование гипотезы;

Доказательство гипотезы;

Общий вывод.

Этапы решения проблемы:

Название этапа

Суть этапа

Приём учебной работы

    Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе.

Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в них.

    Формулирование гипотезы.

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа.

Выдвижение гипотезы.

    Доказательство гипотезы.

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения.

Обоснование гипотезы.

    Общий вывод.

Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием.

Установление новых причинно-следственных связей.

В последние годы в теории проблемного обучения появились понятия «традиционного» и «реального» проблемного обучения. Первое предполагает решение проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возможностям учащихся. «Реальная» проблема имеет два признака:

    Она личностно значима для учащихся;

    Требует от школьников действий по сбору необходимой информации, поиску путей её решения и, что особенно важно, деятельности в соответствии с найденным решением.

Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, не давая жестоких указаний. В случае затруднений учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания.

    Вопросы проблемного обучения на уроках географии:

В течение своей педагогической деятельности я неоднократно применяла и продолжаю применять проблемный подход в обучении географии. Ниже хочу привести несколько примеров применения проблемного обучения, его элементов, при решении основной задачи учителя – географа: осознанного усвоения учащихся географических знаний и применение их в дальнейшем.

Элементы проблемного обучения я использую при изучении многих тем курса географии, начиная с 6-го класса. Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии отличается конкретностью изучаемых явлений и объектов. Это определяет характер познавательной деятельности учащихся, в основе которой лежат чувственное восприятие реальных географических объектов и явлений. Вместе с тем имеются условия для создания творческих, в том числе и проблемных ситуаций.

В курсе географии материков и океанов (7 класс) изучаются основные особенности природы и населения Земли. Теоретические знания позволяют организовать изучение особенностей природы отдельных материков и океанов на качественно более высоком уровне; при этом основное внимание уделяется установлению причинно-следственных связей между различными компонентами природы, выявлению степени изменения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека. Таким образом, само содержание курса предоставляет учителю широкие возможности для разработки проблемного обучения. Особое внимание при этом следует уделить формированию у учащихся умений осмысливать проблемную ситуацию, выдвигать и проверять гипотезу, работать с источниками географической информации.

Изучая курс «География Приднестровья и Приднестровского Порубежья»

(8 класс), учащиеся решают реальные проблемы, что способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты, анализировать происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед собой проблемные задачи и находить способы их решения.

В настоящее время при изучении экономической и социальной географии (общий и региональный обзор): 9-10 класс – уже недостаточно ограничиваться простым перечислением цифр и фактов. Необходимо, чтобы они служили поводом для изучения на уроках закономерностей развития экономики стран мира, вопросов совершенствования системы размещения мирового хозяйства в целом, его отдельных отраслей, для постановки проблем и показа возможных путей их решения, что возможно с помощью проблемного обучения.

Реализация проблемного подхода при изучении курса «Глобальная география» (11 класс) позволяет выработать у школьников новый стиль мышления, столь необходимый сейчас для решения многочисленных проблем, стоящих перед мировой экономикой.

Для примера я хочу привести ряд вопросов (проблемных), которые используются мною на уроках географии.

Акцентирую ваше внимание на то, что этот перечень проблемных вопросов лишь частица тех проблемных вопросов и заданий, которые можно использовать на уроках географии.

Проблемные вопросы и задания в курсе «География».

Класс

Проблемные вопросы и задания

Место их постановки в учебном процессе

Деятельность учащихся

Логика решения проблемного вопроса или задания

6 класс

Каковы причины разнообразного залегания горных пород.

Тема: «Литосфера». Учитель организует работу учащихся с источниками информации и подводит их к выводу о разнообразии залегания горных пород. Формирует проблему.

1.Целеноправленное изучение нового материала.

2.Решение основного и частных вопросов темы.

3.Осознание причин и следствий изучаемых явлений.

Разнообразие залегания горных пород.

Движение земной коры.

Почему земная кора движется?

Движение веществ мантии.

Виды движения земной коры.

7 класс

Пустыня – закономерность или аномалия на лике Земли?

Постановка проблемной задачи перед изучением новой темы.

Осознают поставленную задачу, целенаправленно воспринимают изложение учителя, участвуют в эвристической беседе.

Пустыня

ПК

ГП деятельность

человека

климат

вырубка

лесов

Опустынивание

8 класс

Какое влияние оказывает Байкал на окружающую его территорию?

В процессе изучения новой темы.

Самостоятельно раскрывает влияние Байкала на окружающую территорию, показывают своеобразие данного ПК.

Байкал

ГП

уникаль- богат-

ность ство

природы окруж. Байкала террито-

рии

1.Уникальность климата.

2.Животный и растительный мир.

3.Своеобразие ПК

4.Использование человеком.

9 класс

На основе анализа схем, таблиц, карт определите особенности металлургии, влияющие на её географию.

В процессе изучения темы «Металлурги-

ческий комплекс»

1.На основе анализа выявляют особенности металлургии.

2.Отвечают на вопрос: как эти особенности отражаются на размещении комплекса.

3.Работа с картой: специфике металлургических баз.

Особенности

1.Концентрация

2.Комбинирование

3.Большая материала

ёмкость.

4.Трудоёмкость.

5.загрязнение природы

Особенности размещения

Металлургические базы мира.

10 класс

Связь между превращением Западной Европы в главный очаг миграции и демографической ситуации в этом регионе?

В процессе изучения темы: «Зарубежная

Европа».

1.Анализ демографической ситуации в регионе.

2.Основные направления миграционных потоков.

3.Причины миграции.

4.Доказывают или отвергают наличие прямой связи.

Демографическая ситуация

иммиграция

проблемы

региона

11 класс

Согласны ли вы с выражением:

«Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков»?

При обобщении знаний по разделу.

Высказывают свои суждения по поводу приведённого выражения, приводят примеры.

Богатства Земли

Проблема исчерпаемости природных богатств

Использование их человеком.

Одной из форм проблемного обучения является проблемное изложение. Суть проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам её решает, показывая путь решения, раскрывая логику движения мысли, а учащиеся следят за логикой изложения учителя. Эта форма используется мною при изучении с учащимися сложных тем, где нельзя ограничиваться простым изложением истин, а требуется раскрытие сложных взаимосвязей.

Разработка проблемных заданий, данных в необычной для учащихся форме, на основе которых можно разыграть на уроке различные игровые ситуации, проводить на уроки – «путешествия», также представляет собой одно из перспективных направленной в развитии проблемного подхода в обучении географии.

Например; при изучении курса «География человеческой деятельности: культура, экономика, политика» мы с учащимися 11-го класса решаем ряд экономических задач, предлагающих решить ту или иную проблему. (Пример задания: Представьте, что Вы- купец времён Дмитрия Донского. Ваш первоначальный капитал – 1000 рублей. Где начать дело: а) в Москве, где вам гарантируется ежегодная прибыль с накопленного капитала 50 %; б) в любом городе - ежегодная прибыль 100%, но каждый 2-ой где вы теряете ½ капитала из-за набегов татар).

В своей работе я интенсивно использую метод проектов, который является одной из форм проблемного обучения. Учащиеся разных классов ставят перед собой проблемный вопрос и решают его посредством исследовательской деятельности. Результатами их работы являются презентации в конце учебного года. Приведу лишь несколько тем (проблемных вопросов), рассмотренных моими учениками: - «Мировой финансово-экономический кризис;

его последствия для России, ПМР и г. Бендеры», «Варианты конца света», «Влияние новостей на развитие моровой экономики» и многие другие темы.

Решение реальных проблем связано в свою очередь с осуществлением экологического воспитания школьников. В нашей школе в течение ряда лет (5 лет) действовал Экологический проект «Шаг в ХХ I век», который явился результатом решения учащимися экологической проблемы: - Превращение территории школы в экологический оазис м-на Ленинский; - создание условия для развития у детей чувства причастности к решению экологических проблем в рамках школы..

Логическим завершением работы над данным проектом явилось создание программы экологического воспитания учащихся в нашей школе. Девизом программы является:

«Экология природы-

Экология души –

Экология здоровья человека».

Одним из показателей сформированного у школьников творческого мышления является их умение выполнять задания и отвечать на вопросы повышенного (третьего) уровня сложности. Эти вопросы и задания требуют от учащихся применения знаний в новой ситуации, в том числе и проблемной.

    Заключение :

Процесс решения проблемы является наиболее сложным в познавательной деятельности учащихся.

Проблемное обучение станет действительно эффективным средством развития мышления, если обучить учащихся логике решения проблем. В ходе такого обучения учащиеся овладевают одним из правил мышления, которое заключается в том, что в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Решение проблемы на каждом этапе возможно лишь с помощью определённых приёмов, которые в психологии называется эвристическими.

Обобщая опыт проблемного обучения, накопленный в методике обучения географии можно выделить три типа проблемных ситуаций, которые могут быть созданы на уроках в процессе изучения географии:

    Проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие между имеющимися у школьников знаниями и знаниями, требуемыми для выполнения задания. Разрешение этого противоречия, как правило, связано с отбором и перестройкой ранее усвоенной информации, с нахождением и применением новых способов умственной или практической деятельности.

    Проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие, заложенное в самом рассматриваемом процессе, явлении, объекте.

    Проблемные ситуации, отражающие диалектическое единство и борьбу противоположностей, что требует рассуждения по формуле: «и то и другое одновременно».

Приведу примеры таких ситуаций:

    Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире. Какие тенденции вы сможете выявить?

    В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенаселение?

    Правильно ли сводить многообразие демографические проблемы к узкому вопросу роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?

Любой учитель может создать свою систему подобных заданий, учитывая при этом особенности своего стиля и уровень подготовки учащихся. Среди форм занятия, где можно использовать проблемное обучение, следует отметить: семинары, дискуссии, практикумы, исследовательскую деятельность учащихся, конференции; уроки – аукционы, пресс-конференции, защита проектов.

Уровни усвоения опыта творческой деятельности и способы его передачи:

Содержания опыта творческой деятельности, его основные черты

Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

Видение новой проблемы в знакомой ситуации.

Самостоятельное комбинирование известного способа деятельности в новый.

Построение принципиально нового способа решения.

Уровни

Показ образцов научного решения проблемы в ходе проблемного изложения; обучение учащихся выполнению отдельных этапов решения проблемы.

Решение учащимися проблемных задач в ходе

эвристической беседы, состоящей из серии

вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения проблемы.

III

Полностью самостоятельный анализ проблемной ситуации, обнаружение скрытого в ней противоречия, постановка и решение проблемы.

4: Литература:

    Кухарь С.М. «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии», Тирасполь: Материалы III республиканской научно-практической конференции, 2010 год.

    Лернер И.Я. «Развитие мышления школьников в процессе обучения», М. Просвещение, 2002 год.

    Панчешникова Л.М. «Проблемные задания по географии», М. Просвещение, 2006 год.

    Понурова Г.А. «Проблемный подход в обучении географии в средней школе», М. Просвещение, 1991 год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Михайловская основная школа

на заседании

педсовета

протокол №4 от 04.11. 2014г.

Выступление на педагогическом совете

Использование технологии проблемного

обучения на уроках географии

Учитель географии

Дмитриева Л.Н.

Использование технологии проблемного обучения на уроках географии

«Географические сведения могут

применяться умело и с пользой только

в том случае, если они усвоены

творчески, так, что учащийся видит сам

как можно было бы прийти к ним

самостоятельно».

А.Н.Колмогоров.

Актуальность метода проблемного обучения в преподавании географии

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

К сожалению, современная массовая школа ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Поэтому в процессе обучения следует у школьников формировать гибкость ума, творческое мышление , что позволит им найти несколько вариантов решения одной и той же проблемы, системность и последовательность, благодаря которым решения до конца продуманные, будут реализоваться. Всё это будет способствовать формированию диалектически мыслящих людей, которые не бояться рисковать и ответственны за свои решения.

Заронить в душу ученика «искру» творческого подхода ко всему тому, что он делает – такая цель характерна для любого занятия по географии.

Учитель должен постоянно стимулировать творчество ребят, развивать их мышление, учить их творческому подходу к решению учебных и жизненных ситуаций.

Однако школьные уроки географии по-прежнему направлены на «прохождение» программы, а не на развитие мышления. Если учитель не будет постоянно заботиться об этом, поставляя «пищу для ума», то ученики не смогут состояться как творческие личности, следовательно, главная задача учителя: содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться. В этом состоит актуальность опыта.

В течение первого года работы в школе я столкнулась с такими факторами процесса обучения, как: низкая мотивация и активность отдельных учащихся на уроке, отсутствие познавательного интереса к изучению географии, гибкости и креативности мышления, низкий уровень самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Они и обусловили мой творческий поиск по данной проблеме. Я стала изучать различные методы, приёмы, технологии обучения, которые могли бы быть эффективными на уроке и способствовать развитию познавательной деятельности учащихся. Исходя из этого, я изучила специальную методическую литературу, в которой затрагивается данный вопрос и постаралась применить различные методы и приёмы обучения в процессе своей работы.

Однако проведённый анализ эффективности различных методов, приёмов и технологий обучения географии показал, что проблемный метод обучения является одним из наиболее эффективных методов, способствующих повышению качества знаний учащихся, их творческой заинтересованности и активности на уроках. В процессе работы над данной темой я столкнулась с такими трудностями: требуется высокая профессиональная самоотдача учителя, дополнительные затраты времени на разработку методического и дидактического обеспечения уроков, большие затраты времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем при другом типе обучения. Сущность моего педагогического опыта состоит в активизации развивающего потенциала обучения, организации поисковой деятельности учащихся, формировании высокого познавательного уровня, обеспечении личностной включённости всех участников в процесс обучения, его практической направленности. В качестве путей реализации опыта я выбрала следующие:

    развитие коммуникативно-деятельностных форм организации урока;

    проблемное изложение знаний;

    создание проблемных ситуаций;

    частично-поисковый, или эвристический метод обучения;

    использование исследовательских заданий.

Итак, я считаю необходимым использование метода проблемного обучения в преподавании географии потому, что оно

    формирует способность к самообучению,

    способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения;

    формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы;

    развивает мыслительные способности учащихся;

    помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

В процессе своей педагогической деятельности я стремилась создавать условия для личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся, создавала проблемные ситуации на уроках и включала учеников в самостоятельный поиск. С целью развития познавательного интереса к изучению географии на уроках и во внеурочное время использовала факты истории географии. В своей практике применяла и применяю нестандартные виды уроков.

Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин.

Цель их предельно проста : оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Мною проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания.

Метод проблемного обучения как элемент школьного географического образования

Типы и методы обучения гнографии

Метод – одна из основных единиц дидактики. Существуют различные подходы к определению метода обучения.

Метод обучения – упорядоченный способ совместной деятельности учителя и учащегося, направленный на достижение поставленных целей образования.

Классификаций методов обучения много, поэтому в своей работе я привожу наиболее распространённые. Существуют различные основания классификации:

    по источнику и характеру передачи информации: а) словесные (беседа, лекция, рассказ, работа с книгой) б) наглядные (иллюстрации, графические модели) в) практические (решение географических задач)

    по логике предъявления информации: а) индуктивные (поиск доказательства) б) дедуктивные (воспроизведение)

    по дидактическим задачам: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, закрепление ЗУН, проверка ЗУН.

    по виду деятельности учащихся: методы воспроизводящей деятельности (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный), методы творческой деятельности (частично- поисковый, проблемное изложение материала, исследовательский метод)

Для любого вида деятельности можно указать два её основных типа: деятельность репродуктивная (деятельность по образцу) и деятельность творческая. Я считаю, что оба эти типа деятельности важны, так как должна быть основа деятельности, а она начинается с деятельности по образцу. В соответствии с этим выделяют два типа обучения:

    объяснительно - репродуктивный

    проблемно - развивающий.

Для каждого типа обучения необходимо знать цели, сущность, достоинства, возможность применения, недостатки.

Объяснительно – репродуктивный тип обучения

Цели : формирование знаний, умений и навыков; умение применять их в знакомой и несколько усложнённой ситуации.

Сущность : передача знаний, а именно сообщение информации, её закрепление и проверка усвоения.

Достоинства: формирует систему знаний, их целостность, экономичен во времени, позволяет формировать знания, умения и навыки.

Недостатки (трудности): трудно удерживать внимание аудитории длительное время, трудно активизировать мыслительную деятельность учащихся, отсутствие обратной связи.

Объяснительно – репродуктивный тип обучения строится следующим образом: в соответствии с нормативными документами (программой, учебником) учитель информирует учащихся, объясняет наиболее подробно существенные моменты. Объяснение должно быть логичным, понятным, доступным, обоснованным, в меру эмоциональным и интересным. Этот тип обучения предполагает закрепление знаний и выполнение упражнений по образцу. Он включает в себя два метода обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Выделим ситуации, когда предпочтительнее применять объяснительно – репродуктивный тип обучения: высокая сложность материала, учащиеся не обладают необходимыми знаниями и опытом поисковой деятельности.

Проблемно – развивающий тип обучения

Проблемное обучение - организованный учителем способ активного

взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча­щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения уча­щихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное пси­хологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения та­кого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знании о предмете, способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной ситуации - неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.

Проблемное обучение является ведущим элементом современной сис­темы развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного про­цесса в школе.

Проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а именно, методов построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций , активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

«Проблемная ситуация» и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механи­ческое сложение деятельностей преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру.

Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. В тра­диционном типе обучения активизация учебной деятельности в значительной степени достигалась именно за счёт повышения интереса учащихся, возбуж­дения их желания и т. д. Не преуменьшая значения такой мотивации, необхо­димо подчеркнуть, что именно проблема - первопричина активного мышле­ния, непосредственный его побудитель, детерминирующий высший уровень мыслительной деятельности. Эмоциональность и способы её создания явля­ются неотъемлемым элементом проблемного обучения, но никак не равно­значным его эквивалентом.

Проблемно-развивающий тип обучения возник в древности, и многие педагоги - новаторы говорили о проблемно-развивающем типе обучения, при котором ученик является активным субъектом деятельности. Я считаю, что проблемно-развивающий тип обучения нацелен на развитие личности, активизацию мыслительной деятельности, а она активизируется путём решения проблем.

Цель : целостное развитие личности средствами географии, а именно развитие мышления, способностей, интереса, применение знаний в новых условиях.

Сущность : передача способов получения знаний, приобщение учащихся к методам научного познания, вовлечение их в самостоятельную поисковую деятельность.

Достоинства : формирует способность к самообучению, способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения; формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы; развивает мыслительные способности учащихся; помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

Возможность применения: возможен, когда учащиеся обладают необходимой базой знаний, опытом поисковой деятельности и присутствует соответствующая атмосфера в классе.

Недостатки : большая трата времени, необходимо тщательно продумать весь ход урока.

Ядром проблемно-развивающего типа обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация состоит из следующих частей: это неизвестная, познавательная потребность учащихся и интеллектуальная возможность решения этой проблемы.

Цикл проблемного обучения можно представить следующим образом:

Возникновение проблемной ситуации осознание сущности затруднения выделение учебной проблемы выдвижение гипотезы решения поиск способа её решения решение выводы.

При проблемно – развивающем обучении можно выделить следующую взаимосвязь деятельности учителя и учащихся.

Деятельность Деятельность

учителя учащихся

создаёт проблемную ситуацию принимает проблемную

ситуацию

формулировка

Проблемы

управляет поисковой включается в деятельностью самостоятельный поиск

Различают разные уровни самостоятельности учащихся на уроке, выделим их:

1 уровень - характеризуется несамостоятельной внутренней активностью учащихся. Учитель сам создаёт проблемную ситуацию, сам формулирует проблему, сам осуществляет поиск и проводит решение, делает выводы, а ученики принимают эту проблему, активно слушают рассуждения учителя.

2 уровень – учитель сам создаёт проблемную ситуацию и формулирует проблему, а ученики включаются в поиск решения проблемы. Этот метод называется частично – поисковый.

3 уровень – учитель создаёт проблемную ситуацию, ученики включаются в формулировку проблемы и осуществляют самостоятельный поиск.

Управление поисковой деятельностью происходит с помощью системы вопросов.

Основные требования к системе вопросов:

    система вопросов должна обладать логической последовательностью, которая определяется логикой содержания.

    Вопросы должны быть мотивированы учителем, т. е. надо чтобы учащимся было понятно, почему учитель задал именно этот вопрос (это тоже создаётся логикой содержания)

    Принцип посильных трудностей

    В случае необходимости обобщённые вопросы надо дробить на более мелкие

    Вопросы формулировать надо кратко и чётко

    Не задавать подсказывающих вопросов

    Формулировать сразу только один вопрос

4 уровень – ученик делает всё сам. Этот уровень соответствует исследовательскому методу.

Цикл познания в математике может быть представлен следующим образом.

Выбор методов обучения это творческий процесс, который проводит учитель.

Выбор методов обучения зависит от:

    целей обучения

    педагогической ситуации

    возможностей учащихся

    возможностей самого учителя

    атмосферы в классе

Универсальных методов обучения нет, на уроках нужно использовать систему методов обучения.

Структура учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках проблемного метода обучения

В рамках проблемного метода обучения выделяют три аспекта учебно-познавательной деятельности:

1 аспект: процесс обучения следует проектировать в соответствии с психологической структурой учебной деятельности. Она включает в себя три блока: мотивационно – ориентировочный, содержательный (операционально-познавательный), рефлексивно – оценочный. Цель первого блока – создание проблемной ситуации, включение учащегося в совместную постановку цели предстоящей деятельности, прогнозирование возможной совместной деятельности. Цель второго блока – формирование новых знаний в процессе поиска решения возникшей проблемы совместно с учащимися. Цель третьего блока – осознание, осмысление полученных знаний, способов деятельности, сопоставляются цели урока и полученные результаты.

2 аспект: построение процесса обучения в соответствии со спецификой творческой географической деятельности, которая предполагает включение учащихся в поисковую деятельность.

3 аспект: ученик должен владеть способами такой деятельности, методами познания как общими, так и частными.

Рассмотрим технологию организации учебной деятельности учащихся, в которой отражены все аспекты творческой географической деятельности, и которую целесообразно использовать на уроках географии. Её структура будет иметь следующий вид:

ориентировочный, содержательный(ционно - ориентировочный. психологической структурой учебной деятельности

Мотивационно-ориентировочная часть

Рефлексивно- оценочная часть

    актуализация знаний

    мотивация

    постановка учебной задачи

    планирование её решения

Решение учебной задачи в соответствии со спецификой географической

деятельности

    соотнесение целей и полученных результатов деятельности

    осмысление методов, приёмов, теоретических положений, с помощью которых получены эти результаты

    осознание ценности полученных результатов

    оценка собственной деятельности

Охарактеризуем каждую из этих частей. Основная цель мотивационно- ориентировочной части заключается в формировании у школьников смысла предстоящей деятельности, потребности у него в изучении нового учебного материала. Эта часть состоит из четырёх связанных между собой этапов. Охарактеризуем каждый из них.

Актуализация включает повторение тех опорных знаний, которые ведут непосредственно к новой учебной задаче. Актуализация плавно переходит в этап мотивации. Цель этапов актуализации и мотивации в том, чтобы у ученика появилась потребность, желание и уверенность в своих силах. Учитель должен создать на этих этапах «ситуацию успеха» для ученика. Этап мотивации заканчивается постановкой учебной задачи. В данном случае под учебной задачей будем понимать цель, поставленную в конкретных условиях. Чаще всего она формулируется в терминах «найти», «открыть», «выявить», «исследовать» и т. д. Задача этапа постановки учебной задачи состоит в том, чтобы ученик был соучастником её постановки, в идеале сам её сформулировал. Цель ученику должна быть не только понятна, но и принята им как личная. Цель этапа планирования состоит в проектировании программы дальнейшей деятельности.

Большое значение имеет рефлексивно – оценочная часть. Её основная цель – осмысление проведённой учащимися географической деятельности, связанной с получением новых знаний. На первом этапе соотносятся цели, запланированные в начале деятельности и полученные результаты по её окончании. На втором этапе анализируются методы, приёмы, теоретические положения, с помощью которых получены соответствующие результаты. Особо выделяются эвристические методы, которые имели место при получении гипотез и отдельно осмысляются общелогические и частные методы, которые используются при опровержении гипотез или их доказательстве. На определённом этапе обучения учитель даёт название этим методам, выделяет их сущность и устанавливается их новизна. На этапе осознания ценностей ученики пытаются спрогнозировать ситуации, при решении которых они могли бы применять полученные результаты и соответствующие им методы. Очень важно анализируя использование результатов формулировать частные эвристики. Эвристика – это метод или приём открытия нового, а частная эвристика – возможный способ поиска, полученный в результате переформулировки соответствующего теоретического положения: теоремы, определения, результата решения ключевой задачи.

На этапе оценивания собственной деятельности ученик анализирует значимость собственного вклада в совместно полученные результаты, свой уровень усвоения новых знаний и уровень усвоения способов работы с этим знанием, собственное эмоциональное состояние.

Практическое применение метода проблемного обучения на уроках географии

Создание проблемных ситуаций на уроках географии

Изучая работы российских ученых-педагогов, разрабатывающих личностно ориентированное образование, я пришла к выводу, что транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, что необходимо включение ученика в процесс добывания знаний, их приобщение к «порождению заново» уже имеющихся открытий. Это привело меня к использованию на уроках проблемных ситуаций и частично-поискового метода обучения.

В процессе проблемного обучения учащиеся активно овладевают знаниями и умениями, накапливают опыт творческой деятельности. Я считаю, что проблемный подход в обучении способствует сознательному усвоению знаний и интеллектуальному развитию учащихся. Ввиду того, что проблемные ситуации активизируют не только предметно-содержательную сторону мышления, но и мотивационную (потребности, возможности ученика), возникают благоприятные условия для побуждения познавательных интересов, развития логического мышления учащихся.

Так как же создавать эти проблемные ситуации? Какие существуют варианты их постановки?

Проблемные ситуации возникают, когда

1) обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требования (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

2) при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи;

3) когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний на практике;

4) если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

Методические приёмы создания проблемной ситуации:

    выявление различных точек зрения на один и тот же вопрос;

    создание учителем противоречия;

    мотивация к решению противоречия;

    организация противоречия в практической дея­тельности учащихся;

    побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам в проблемной ситуации, сопоставлению фактов;

    постановка конкретных вопросов, способствующих обобщению, обоснованию, конкретизации, логике рассуждения;

    выдвижение изначально исследовательской задачи;

    задачи с неопределенностью в постановке вопроса;

    выдвижение проблемной ситуации в условии задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками);

Проблемные задания имеют, как правило, личностно развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Я использую любую возможность, любую подходящую ситуацию для постановки проблемной ситуации. Поставив ученика в проблемную ситуацию, к тому же достаточно интересную, для всего класса, я получаю возможность растормозить механизм его мышления. Включение обучаемых в ходе проблемного занятия в формирование проблемы (вербализация постановки проблемы, её проговаривание), выдвижение гипотез по её решению, углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины. Учитель направляет изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, подмены их познавательного опыта своим. Постановка проблемных ситуаций даёт возможность научиться предлагать свои варианты решений, уметь первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приёма размышления вслух, использования активизирующих вопросов.

Роль исследовательских заданий при изучении

нового материала

Возможно также создание такой ситуации, в которой ученик как бы идёт на один - два шага впереди учителя (подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, преподаватель отдаёт право его «открытия» классу). Для создания таких ситуаций я использую частично-поисковый метод обучения и задания исследовательского характера.

Существенную роль в развитии способностей учащихся к самостоятельным исследованиям играют задания, выполнение которых представляет собой относительно завершённый исследовательский цикл: наблюдение – гипотеза – проверка гипотезы. В качестве таких заданий целесообразно использовать исследовательские работы. Это эффективное средство повышения активности школьников. Часть исследовательских работ может быть реализована не только на уроке, но и в качестве домашнего задания. В последнем случае на уроке обсуждаются результаты, полученные учащимися дома. Приведу некоторые исследовательские работы, которые использовала в своей практике.

Я использую исследовательский метод не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. И считаю, что необходимо начинать делать это с младших классов. Дети на основе субъективного целеполагания выполняют определенные действия, завершающиеся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Частично – поисковый метод обучения на уроках географии

Современные школьники должны не только уметь применять приобретённые знания на практике, но и быть способными заглянуть вперёд, проявить познавательный интерес, гибкость мышления, быть готовыми взять на себя решение самых трудных задач. Для этого я использую частично – поисковый метод обучения.

Заключение

Проблемный и эмоциональный характер изложения учебного материала, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, даёт им возможность переживать радость самостоятельных открытий. При таком ведении урока повышается активность учащихся их заинтересованность в результатах урока.

Использование проблемных ситуаций, исследовательских заданий, частично - поискового метода обучения позволяет мне организовать работу на уроке с субъектным опытом учащегося, не просто излагать свой предмет, а анализировать содержание, которым располагают ученики по теме урока.

В этих условиях меняется и ход урока. Ученики не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. Я постоянно обращаюсь к классу с вопросами типа: что вы знаете об этом, какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить и т.п.); где они, по-вашему, мнению, могут быть использованы; с какими из них вы уже встречались и т.п. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые учитель затем начинает отбирать их с позиций своего предмета, дидактических целей. Он должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает с позиций научного знания. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены. Почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно-значимым смыслом, ценностям (индивидуальному сознанию).

Одним из показателей успешности применения метода проблемного обучения считаю то, что мои ученики стали более активно принимать участие в различных географических конкурсах и олимпиадах.

Результативность:

Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:

    учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;

    развивается логическое мышление;

    развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;

    развивается способность к самоконтролю;

    формируется устойчивый интерес к предмету;

    активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.

Исходя из вышесказанного, я считаю целесообразным применение метода проблемного обучения на уроках географии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: