Максвелл воспитай в себе лидера читать онлайн. «Воспитай в себе лидера» Джон Максвелл

Книга Джона Максвелла «Воспитай в себе лидера» — поучительная книга, устанавливающие жесткие рамки самоконтроля на пути к восхождению на пик лидерства. Джон Максвелл дает надежду каждому человеку, говоря, что лидерство, это не закрытый клуб, что лидерству можно научиться, если есть сильное желание. Книга «Воспитай в себе лидера» освящает основные принципы лидерства, от читателей же лишь требуется желание освоить эти принципы и следовать им. Джон Максвелл в книге «Воспитай в себе лидера» делит людей на прирожденных лидеров, обученных лидеров, потенциальных лидеров, ограниченных лидеров.

1 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – усвоение определения лидерства.

Лидерство - это влияние (то есть способность приобретать последователей). Существуют следующие виды лидеров:

Уровень 1: Статус

Статус - базовый, начальный уровень лидерства. Это влияние, исходящее исключительно из должности, титула или поста. Человек, назначенный на ту или иную должность, может обладать определенной властью и возможностью управлять другими, но реальное лидерство - это нечто намного большее, чем просто власть, опыт, знания и следование определенным правилам.

Уровень 2: Одобрение

Как сказал Фред Смит, «лидерство - это умение убедить людей работать для вас даже тогда, когда они не обязаны делать это». Такое становится возможным лишь при переходе на второй уровень влияния. Людям все равно, много ли вы знаете, но они хотят знать, что вам не все равно! Лидерство начинается не с головы, а с сердца, идеальная среда для него - не строгие правила, а осмысленные, значимые взаимоотношения между людьми.

Уровень 3: Продуктивность

На этом уровне лидерства начинает происходить множество приятных событий. Возрастает прибыль, текучесть персонала сведена к минимуму, люди действуют с воодушевлением, потребности удовлетворяются, планы реализуются. На этом уровне работа буквально кипит. Быть лидером, влиять на людей - одно удовольствие, проблемы решаются при минимальных затратах сил, люди регулярно получают свежие статистические данные о деятельности организации и гордятся ее ростом. Каждый ориентирован на достижение результатов, результаты - вот главная причина всей деятельности.

Уровень 4: Наставничество

У настоящего лидера люди постоянно показывают отличные результаты. Величие лидера - не в его собственной силе, а в способности придавать силы окружающим его людям. Пускай даже вы достигли успеха, но если вы не подготовили последователей, то ваша победа - пиррова победа. Если основная задача работника - сделать порученную ему работу, то основная задача лидера - способствовать развитию людей, чтобы они смогли сделать порученную им работу.

Уровень 5: Личность/Уважение

¦ Ваши последователи преданы вам и готовы идти на пожертвования.
¦ Вы посвятили много лет воспитанию и обучению лидеров.
¦ Вы стали общественным или государственным деятелем, консультантом; люди стремятся получить вашу помощь и поддержку.
¦ Самая большая радость для вас - видеть, как люди развиваются и растут как личности.
¦ Ваш авторитет выходит за пределы вашей организации.

2 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – ключ к лидерству – приоритеты.

Успех можно определить как последовательное достижение заранее определенной цели. Из этого определения следует, что для успеха лидеру необходимо умение устанавливать приоритеты и способность направлять усилия для достижения поставленной цели. Я уверен, что эти качества - основа любого лидерства.

Принцип Парето: 20 процентов установленных целей и задач дают 80 процентов результатов,
ЕСЛИ вы сосредоточите свое время, энергию, деньги и труд персонала вашей организации на основных 20 процентах установленных вами целей и задач.

Способность правильно выделить из общего числа задач три или четыре наиболее важных необходима каждому лидеру. Жизнь, в которой все «как идет, так пускай и идет», в конце концов неизбежно станет жизнью, в которой ничего не идет. Джон Максвелл пишет о приоритетах: «В конце каждого месяца я составляю план на следующий месяц, сразу же устанавливая приоритеты. Расположив планируемые дела в порядке их важности и срочности, я прошу своего секретаря Барбару составить календарь мероприятий на следующий месяц. Если что-нибудь отнесено к категории «Большая важность/большая срочность», я сообщаю Барбаре, и она ставит это мероприятие на первое место. Все настоящие лидеры научились говорить «нет» хорошему, чтобы сказать «да» наилучшему».

3 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – стать цельной личностью.

Внутри каждого из нас происходит столкновение конфликтующих желаний. Никто, даже самый «одухотворенный» человек, не в силах избежать этого столкновения. Цельность личности определяет победителя в этой войне желаний. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда приходится выбирать между «хочу» и «надо». Цельность личности создает предпосылки для правильного выбора в каждом подобном случае, определяет наше поведение в ситуации конфликта. Цельность личности объединяет наши слова, мысли и поступки в единое целое, так что ни слова, ни мысли, ни поступки никогда не расходятся друг с другом.

4 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение перемены в жизни обращать во благо себе и организации.

После того как лидер изменился сам и провел черту между «переменами ради перемен» и необходимыми переменами, он обязан стать агентом перемен в своей организации. В нашем мире, где все меняется так быстро, лидер должен находиться на переднем фронте, определяя направление дальнейшего роста и развития и показывая дорогу к новым целям.

Прежде всего ему следует усвоить две важнейшие составные части процесса осуществления изменений: во-первых, знать необходимые «технические требования», во-вторых, понимать значение позитивной установки и мотивации людей. И то, и другое играет важнейшую, решающую роль во всем процессе. Но чаще всего неудачи бывают следствием недостатка мотивации или неверной установки, а вовсе не нехватки технических знаний и навыков.

5 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение эффективно решать проблемы.

Победители, в отличие от остальных, не стали использовать свалившиеся на них беды в качестве отговорок. Они превратили свои «камни преткновения» в ступени к успеху. Они осознали, что свободны выбирать свою позицию, свое отношение к происходящему даже тогда, когда не в силах как-то повлиять на обстоятельства своей жизни.

Единственная моя проблема - это то, чему я позволил стать проблемой из-за неправильного отношения к происходящему. Проблемы могут остановить вас на какое-то время, но вы и только вы сами можете остановить себя навсегда. Выдающиеся лидеры понимают, что с ног сбивает не столько сильный, сколько неожиданный удар. Поэтому они всегда внимательно следят, не появятся ли признаки возможной проблемы, и оценивают свои возможности решить ее.

6 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – приобретение позитивной позиции в отношении к неудачам и проблемам.

Если на нашем разуме появляется «татуировка» негативного мышления, то наши шансы на постоянный успех резко падают. Мы не в состоянии долгое время играть роль. Если мы не верим, что обладаем тем или иным качеством, то не сможем постоянно выполнять действия, требующие проявления этого качества. Как часто мне приходится видеть людей, страдающих от самосаботажа из-за своего негативного мышления.

Вы способны добиться той цели, которую поставите перед собой. Кто сказал, что вы не умнее, не лучше, не выносливее, не трудолюбивее, не способнее, чем ваш конкурент? Неважно, если кто-то считает вас не способным на то или иное дело. Важно (и это единственная важная вещь), чтобы так не считали и не утверждали вы сами.

7 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение быть наставником и развивать людей.

Настоящий лидер всегда способствует росту и развитию людей, окружающих его: от этого зависит масштаб воплощения его мечты. Каждый лидер должен знать следующее:

Высокий моральный уровень, боевой дух организации укореняются в вере в лидера - человека, возглавляющего эту организацию.
Большинство людей полагают, что успех - это удача, и пытаются выиграть в лотерею под названием «жизнь». Но жизнь - это вовсе не лотерея. Успех становится возможным лишь в результате тщательного планирования. Он приходит тогда, когда благоприятная возможность встречается с тщательной подготовкой.

Всегда необходимо помогать людям повышать свою самооценку и чувство самоуважения. Совершенствуйте свое умение дать другим людям почувствовать себя стоящими и значительными.

Истинный секрет мотивации - создать условия, в которых интерес людей не будет угасать.

8 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – уметь видеть будущее организации.

Успешный лидер всегда ясно видит цель, к которой ему предстоит прийти. Ясное видение достигнутой цели дает энергию и силу идти вперед, преодолевая все препятствия. Такой лидер становится «миссионером», а его идеи распространяются среди последователей, наполняя их вдохновением и энергией. Чтобы люди смогли реализовать свою мечту, им необходимо единство. Если есть единство, то люди готовы трудиться часами, чтобы достичь общей цели, жертвуя личным ради общего, частью ради целого. Так творятся великие, исторические дела - и все потому, что у лидера есть четкое видение будущего!

Успешный лидер, находящийся на уровне 3, имеет три уровня видения:

Уровень 1. Восприятие: что видится в данный момент (объективная реальность). На этом уровне лидер слушает.

Уровень 2. Вероятность: что будет увидено (проницательность). На этом уровне лидер ведет других.

Уровень 3. Возможности: что может быть увидено (образ будущего). На этом уровне лидер живет.

Видение будущего - это мощное оружие в руках лидера. Он верит не только в возможность осуществления того, что видит внутренним взором, - он верит, что это должно быть осуществлено.

9 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – умение платить цену за лидерство – самодисциплина.

Каждый выдающийся лидер знает, что его обязанность номер один - самодисциплина и личностный рост. Если человек не умеет вести себя, то он не сможет вести других. Лидер не в состоянии увести людей дальше, чем продвинется сам. Но никто не может начать двигаться снаружи, не продвинувшись вначале внутренне! Великий лидер может встать во главе великой организации, но она будет расти лишь в том случае, если лидер готов «заплатить» за этот рост.

Вначале дисциплина - это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь. Через какое-то время дисциплина превращается в решение достичь того, чего очень хочется достичь, делая то, что теперь уже хочется делать! Человек может стать дисциплинированным и даже получать от этого удовольствие - через годы непрестанной практики.

10 ступень воспитания в себе лидера по Джона Максвеллу – развитие коллектива.

Выдающийся лидер создает команду людей, повышающих результативность общего труда. Влияние лидера и эффективность его работы начинают умножаться, распространяясь через его ближайшее окружение, а не складываться, как было бы, умножь он усилия в одиночку. Как говорил философ Ральф Уолдо Эмерсон, ни один человек не может помочь другому, не оказав одновременно помощи себе, и это - одна из прекраснейших наград в нашей жизни.

Вопреки всем проблемам, возникающим при развитии коллектива, о двух вещах можно говорить с уверенностью. Во-первых, лишь создав команду успешных игроков, можно добиться долговременного успеха. Во-вторых, постоянное преумножение возможно лишь тогда, когда мы создаем коллектив.

Человек будет работать усерднее, оставаться на работе дольше и достигать лучших результатов, если он любит свою работу. И это - неоспоримая истина. Сотрудник хорошо относится ко мне как лидеру, к остальным членам коллектива, к требованиям, предъявляемым коллективом, и к планам организации на будущее.

Джон МАКСВЕЛЛ

Воспитай в себе лидера

John C.Maxwell. DEVELOPING THE LEADER WITHIN YOU

Ключ к успеху в любом деле - умение вести людей за собой

Лидерству можно научиться

Прирожденные лидеры:

Обученные лидеры:

Потенциальные лидеры:

Ограниченные лидеры:

Книг о руководстве - хоть отбавляй, а о лидерстве - явно недостаточно

Глава первая ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВА: ВЛИЯНИЕ

МЫСЛИ О ВЛИЯНИИ

Каждый из нас на кого-нибудь влияет

Мы не знаем, на кого и в какой степени влияем

Лучшая инвестиция в будущее - правильное влияние, оказанное сегодня

Влияние - это мастерство, которому можно научиться

УРОВНИ ЛИДЕРСТВА

Уровень 1: Статус

Особенности «лидера по должности»

Уровень 2: Одобрение

Уровень 3: Продуктивность

Уровень 4: Наставничество

ПОДЪЕМ ПО СТУПЕНЯМ ЛИДЕРСТВА

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше времени уходит на подъем

Чем выше вы поднимаетесь, тем выше уровень обязательств

Чем выше вы поднимаетесь, тем легче вести людей за собой

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше рост

Поднимаясь по ступеням лидерства, вы не покидаете базового уровня

Вы находитесь на разных уровнях лидерства по отношению к членам группы, лидером которой являетесь

Чтобы ваше лидерство оставалось максимально результативным, необходимо помогать другим лидерам вашей организации подниматься вместе с вами

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Определите, на каком уровне вы сейчас находитесь

Уровень 1: Статус/Права

Уровень 2: Одобрение /Взаимоотношения

Уровень 3: Продуктивность/Результаты

Уровень 4: Наставничество/Воспроизводство

Уровень 5: Личность/Уважение

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Повторение

Практические задания

Глава вторая КЛЮЧ К ЛИДЕРСТВУ: ПРИОРИТЕТЫ

ПРИНЦИП ПАРЕТО, ИЛИ ПРИНЦИП 20/80

Важно работать не с усилием, а с умом

Организуй, а не то деградируешь

Определение приоритетов

Выбирай, а не то потеряешь

Оценивай, а не то попадешь в тупик

ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТОВ

Приоритеты не существуют сами по себе

Невозможно переоценить степень незначительности чего бы то ни было

Хорошее - враг лучшего

Как сделать выбор между хорошим и хорошим?

Невозможно иметь все

Избыток дел парализует

Когда второстепенные дела требуют от нас слишком многого, возникают большие проблемы

Предельные сроки и срочные дела вынуждают нас устанавливать приоритеты

Как же часто мы слишком поздно узнаем, что для нас на самом деле важно

Глава третья ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛИДЕРСТВА: ЦЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ДОСТОЙНЫ ЛИ ВЫ ДОВЕРИЯ?

1. Цельность личности создает доверие

2. Цельность личности обладает огромным потенциалом влияния

3. Цельность личности - основа для высоких моральных требований

4. Цельность личности создает не имидж, а твердую репутацию

5. Цельность личности означает, что мы не можем требовать от других больше, чем от себя

6. Цельность личности помогает лидеру стать не просто умным, а надежным

7. Цельность личности - плод тяжелого труда

Глава четвертая ЭКЗАМЕН НА ЛИДЕРСТВО: ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ

ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМ У ЛИДЕРА

ЛИДЕР КАК АГЕНТ ПЕРЕМЕН

СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ: НЕМНОГО ИСТОРИИ

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ПЕРЕМЕНАМ

Нововведения не возникают сами по себе

Нарушается привычный ход событий

Грядущие перемены вызывают страх перед неизвестностью

Цель нововведений неясна

Перемены порождают страх перед неудачей

Выгода от перемен не оправдывает затраченных усилий

Люди слишком довольны существующим порядком

Если люди мыслятнегативно, никаких перемен не происходит

Последователям не хватает уважения к лидеру

Лидер слишком чувствителен к личной критике

Нововведения могут приводить к потерям

Перемены требуют затрат времени

Ограниченность и предвзятость мешают восприятию новых идей

Традиции сопротивляются нововведениям

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕМЕН

Новаторы: мечтатели

Те, кто соглашается быстро: моментально распознают хорошую идею

Те, кто соглашается не сразу: большинство

Те, кто соглашается поздно: поддерживают новую идею последними

Отстающие: те, кто до конца сопротивляется переменам

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ПЕРЕМЕНАМ

Лидер должен создать атмосферу взаимного доверия

Лидер должен измениться сам, прежде чем призывать к переменам других

Хороший лидер учитывает историю организации

Наиболее влиятельные члены организации должны занять лидирующие позиции

Проверьте, не пусты ли ваши руки

Хорошие лидеры заручаются поддержкой наиболее влиятельных членов организации еще до объявления о грядущих нововведениях

Готовясь к собранию, разработайте повестку дня, способствующую большей открытости

Поощряйте неформальное воздействие наиболее влиятельных членов коллектива на остальных

Покажите людям, каким образом они получат выгоду от планируемых перемен

Дайте людям почувствовать, что это их собственные нововведения

Как дать людям возможность почувствовать себя хозяевами грядущих перемен

ПЕРЕМЕНЫ НЕИЗБЕЖНЫ

Не все перемены ведут к совершенствованию, но совершенствования без перемен не бывает

Меняться никогда не поздно

Глава пятая КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ЛИДЕРСТВУ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Проблемы есть у всех

Проблемы делают жизнь осмысленной

Множество выдающихся людей прошли через жизненные проблемы

Моя проблема - это не «моя проблема»

Проблема - это то, с чем можно что-то сделать

Проверка лидерства: способность распознать проблему, пока ситуация не стала критической

О лидерах судят по масштабу проблем, с которыми они справляются

Проблемы-задачи можно решить быстро; проблемы с людьми требуют времени

Верное отношение к проблеме

Верный план действий

ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Идентифицируйте наличие проблемы

Установите приоритеты

Определите суть проблемы

1. Задайте правильные вопросы

2. С ответственностью подходите к выбору собеседника для обсуждения проблемы

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Джон МАКСВЕЛЛ

Воспитай в себе лидера

John C.Maxwell. DEVELOPING THE LEADER WITHIN YOU

Лидерству можно научиться

Прирожденные лидеры:

Обученные лидеры:

Потенциальные лидеры:

Ограниченные лидеры:

Глава первая ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВА: ВЛИЯНИЕ

МЫСЛИ О ВЛИЯНИИ

УРОВНИ ЛИДЕРСТВА

Уровень 1: Статус

Особенности «лидера по должности»

Уровень 2: Одобрение

Уровень 3: Продуктивность

Уровень 4: Наставничество

ПОДЪЕМ ПО СТУПЕНЯМ ЛИДЕРСТВА

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше времени уходит на подъем

Чем выше вы поднимаетесь, тем выше уровень обязательств

Чем выше вы поднимаетесь, тем легче вести людей за собой

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше рост

Поднимаясь по ступеням лидерства, вы не покидаете базового уровня

Вы находитесь на разных уровнях лидерства по отношению к членам группы, лидером которой являетесь

Чтобы ваше лидерство оставалось максимально результативным, необходимо помогать другим лидерам вашей организации подниматься вместе с вами

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Определите, на каком уровне вы сейчас находитесь

Уровень 1: Статус/Права

Уровень 2: Одобрение /Взаимоотношения

Уровень 3: Продуктивность/Результаты

Уровень 4: Наставничество/Воспроизводство

Уровень 5: Личность/Уважение

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Повторение

Практические задания

Глава вторая КЛЮЧ К ЛИДЕРСТВУ: ПРИОРИТЕТЫ

ПРИНЦИП ПАРЕТО, ИЛИ ПРИНЦИП 20/80

Важно работать не с усилием, а с умом

Организуй, а не то деградируешь

Определение приоритетов

Выбирай, а не то потеряешь

Оценивай, а не то попадешь в тупик

ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТОВ

Приоритеты не существуют сами по себе

Невозможно переоценить степень незначительности чего бы то ни было

Хорошее – враг лучшего

Как сделать выбор между хорошим и хорошим?

Невозможно иметь все

Избыток дел парализует

Когда второстепенные дела требуют от нас слишком многого, возникают большие проблемы

Предельные сроки и срочные дела вынуждают нас устанавливать приоритеты

Как же часто мы слишком поздно узнаем, что для нас на самом деле важно

Глава третья ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛИДЕРСТВА: ЦЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ДОСТОЙНЫ ЛИ ВЫ ДОВЕРИЯ?

1. Цельность личности создает доверие

2. Цельность личности обладает огромным потенциалом влияния

3. Цельность личности – основа для высоких моральных требований

4. Цельность личности создает не имидж, а твердую репутацию

5. Цельность личности означает, что мы не можем требовать от других больше, чем от себя

6. Цельность личности помогает лидеру стать не просто умным, а надежным

7. Цельность личности – плод тяжелого труда

Глава четвертая ЭКЗАМЕН НА ЛИДЕРСТВО: ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ

ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМ У ЛИДЕРА

ЛИДЕР КАК АГЕНТ ПЕРЕМЕН

СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ: НЕМНОГО ИСТОРИИ

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ПЕРЕМЕНАМ

Нововведения не возникают сами по себе

Нарушается привычный ход событий

Грядущие перемены вызывают страх перед неизвестностью

Цель нововведений неясна

Перемены порождают страх перед неудачей

Выгода от перемен не оправдывает затраченных усилий

Люди слишком довольны существующим порядком

Если люди мыслятнегативно, никаких перемен не происходит

Последователям не хватает уважения к лидеру

Лидер слишком чувствителен к личной критике

Нововведения могут приводить к потерям

Перемены требуют затрат времени

Ограниченность и предвзятость мешают восприятию новых идей

Традиции сопротивляются нововведениям

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕМЕН

Новаторы: мечтатели

Те, кто соглашается быстро: моментально распознают хорошую идею

Те, кто соглашается не сразу: большинство

Те, кто соглашается поздно: поддерживают новую идею последними

Отстающие: те, кто до конца сопротивляется переменам

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ПЕРЕМЕНАМ

Лидер должен создать атмосферу взаимного доверия

Лидер должен измениться сам, прежде чем призывать к переменам других

Хороший лидер учитывает историю организации

Наиболее влиятельные члены организации должны занять лидирующие позиции

Проверьте, не пусты ли ваши руки

Хорошие лидеры заручаются поддержкой наиболее влиятельных членов организации еще до объявления о грядущих нововведениях

Готовясь к собранию, разработайте повестку дня, способствующую большей открытости

Поощряйте неформальное воздействие наиболее влиятельных членов коллектива на остальных

Покажите людям, каким образом они получат выгоду от планируемых перемен

Дайте людям почувствовать, что это их собственные нововведения

Как дать людям возможность почувствовать себя хозяевами грядущих перемен

ПЕРЕМЕНЫ НЕИЗБЕЖНЫ

Не все перемены ведут к совершенствованию, но совершенствования без перемен не бывает

Меняться никогда не поздно

Глава пятая КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ЛИДЕРСТВУ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Проблемы есть у всех

Проблемы делают жизнь осмысленной

Множество выдающихся людей прошли через жизненные проблемы

Моя проблема – это не «моя проблема»

Проблема – это то, с чем можно что-то сделать

Проверка лидерства: способность распознать проблему, пока ситуация не стала критической

О лидерах судят по масштабу проблем, с которыми они справляются

Проблемы-задачи можно решить быстро; проблемы с людьми требуют времени

Верное отношение к проблеме

Верный план действий

ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Идентифицируйте наличие проблемы

Установите приоритеты

Определите суть проблемы

1. Задайте правильные вопросы

2. С ответственностью подходите к выбору собеседника для обсуждения проблемы

3. Найдите твердые факты

4. Принимайте участие в процессе

Находите людей, способных оказать вам помощь в процессе решения проблемы

Выясните возможные причины проблемы

Выясните возможные способы решения проблемы

Взвесьте найденные решения и отберите наилучшие

Действуйте согласно наилучшему решению

Оценивайте принятое решение

Глава шестая СОЮЗНИК В ЛИДЕРСТВЕ: ПОЗИЦИЯ

Ваша позиция – ваш капитал

Как мы поступаем со своими чувствами.

Для человека с негативной позицией постоянный успех невозможен

Важно не то, что происходит со мной, а то, что происходит во мне

Позиция лидера влияет на позиции последователей

КАК ИЗМЕНИТЬ СВОИ УСТАНОВКИ

Пересмотр

Шесть этапов в изменении позиции

1. Выявите проблемные чувства

2. Выявите проблемные поступки

3. Выявите проблемное мышление

4. Выявите правильное мышление

5. В присутствии других людей заявите о намерении мыслить позитивно

6. Создайте план перехода к позитивному мышлению

Решимость

Изменение картины сознания

Действие

Повторение

Обновление

Глава седьмая БЕСЦЕННЫЙ КАПИТАЛ ЛИДЕРА: ЛЮДИ

ПРИНЦИПЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

УСПЕШНЫЕ НАСТАВНИКИ ДЕЛАЮТ ПРАВИЛЬНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ЛЮДЕЙ

Базовое допущение: Каждый человек хочет чувствовать, что он чего-то стоит

Базовое допущение: Каждому человеку необходима поддержка и одобрение, и они не остаются без ответа

Базовое допущение: Людей вначале привлекает личность лидера, а лишь потом – его стиль лидерства

Базовое допущение: Большинство людей не знает, как достичь успеха

Базовое допущение: Большинство людей мотивированы от природы

Что мотивирует людей?

Что убивает мотивацию?

УСПЕШНЫЕ НАСТАВНИКИ ЗАДАЮТ ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАСАТЕЛЬНО ЛЮДЕЙ

Я помогаю людям реализоваться или же реализую свою мечту, используя для этого людей?

Готов ли я пойти на конфронтацию, если это необходимо?

Десять заповедей возражения

Хороший ли я слушатель?

Каковы сильные стороны данного человека?

Высоко ли я ценю работу, порученную другому?

Дал ли я понять человеку, какую пользу он может получить?

УСПЕШНЫЕ НАСТАВНИКИ ПРАВИЛЬНО ОКАЗЫВАЮТ ЛЮДЯМ ПОМОЩЬ

ПРИНЦИПЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Наставничество требует времени

Умение работать с людьми – важный фактор успеха

Станьте примером для остальных

Умейте смотреть на мир глазами других

Лидер должен заботиться о людях, и тогда он сможет способствовать их развитию

Лидер-наставник ищет возможности для роста репутации людей

Величайший потенциал для роста предприятия – личностный и профессиональный рост его сотрудников

Глава восьмая БЕЗ ЭТОГО НЕТ ЛИДЕРСТВА: ОБРАЗ БУДУЩЕГО

МЫСЛИ ОБ ОБРАЗЕ БУДУЩЕГО

Четыре уровня видения будущего

Вы видите то, что готовы увидеть

Что видим, то и получим

Личный образ будущего

Посмотрите внутрь себя: что вы чувствуете?

Посмотрите назад: чему вы научились?

Посмотрите вокруг: что происходит с другими?

Посмотрите вперед: какова общая картина?

Посмотрите по сторонам: какими ресурсами вы располагаете?

КОРПОРАТИВНЫЙ ОБРАЗ БУДУЩЕГО

Определите, что тормозит передачу образа будущего – Уровень 1

1. Ограниченные лидеры

2. Люди, мыслящие конкретно

3. Догматики

4. Люди, привыкшие к поражению

5. Удовлетворенные

6. Любители традиции

7. Любители быть «как все»

8. Люди, думающие о проблемах

9. Эгоисты

10. Предсказатели неудач

Создайте надлежащую среду – Уровень 2

Не отрывайтесь от людей

Нарисуйте картину будущего

Горизонт

Солнце

Горы

Птицы

Цветы

Дорога

Вы сами

Поместите в картину будущего то, что ценно для людей

Откройте людям глаза на благоприятные возможности – Уровень 3

Глава девятая ЦЕНА ЛИДЕРСТВА: САМОДИСЦИПЛИНА

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Начинайте с себя

Начинайте пораньше

Начинайте с малого

Краткий план развития самодисциплины

Начинайте сейчас

Организуйте свою жизнь

Моя «золотая десятка» организованности

1. Установите приоритеты

2. Занесите намеченные мероприятия в деловой календарь

3. Предусмотрите время для неожиданных дел

4. Выполняйте дела по одному

5. Организуйте рабочее пространство

6. Работайте в соответствии с особенностями своей личности

7. Время, потраченное на дорогу, используйте для легкой работы и личного роста

8. Создавайте систему, эффективную для вас

9. Всегда имейте наготове план для промежутков времени между совещаниями

10. Сосредоточьтесь на результатах, а не на действиях

Будьте ответственны

Шаги к ответственности

Человеческая природа не может справиться с неконтролируемой властью

Лидера можно без труда отделить от его последователей

Вырабатывайте цельность личности

«Плати сейчас, играй потом»

Пусть вами движет характер, а не эмоции

Глава десятая ВАЖНЕЙШИЙ УРОК ЛИДЕРСТВА: РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА

Люди, находящиеся рядом с лидером, будут определять уровень успеха этого лидера

ПОРТРЕТ КОМАНДЫ-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦЫ

У команды-победительницы есть выдающийся лидер

Выдающиеся лидеры создают необходимую атмосферу в коллективе

Выдающиеся лидеры понимают основные потребности людей

Выдающиеся лидеры держат под контролем «большую тройку»

Выдающиеся лидеры избегают «семи смертных грехов»

Команда-победительница привлекает достойных людей

1. Чем меньше организация, тем большую роль играет подбор персонала

2. Следует знать, какой именно человек вам нужен (личные требования к сотруднику)

3. Следует знать требования, предъявляемые той или иной работой

4. Следует знать, на что рассчитывает кандидат

5. Если у вас нет возможности пригласить самых лучших, приглашайте молодых, которые готовы стать самыми лучшими

Команда-победительница играет на победу

Команда-победительница повышает успех своих членов

Следует знать подход к каждому игроку

Покажите игрокам цель команды

Определите роль каждого игрока

Создайте у игроков чувство групповой идентичности

Щедро используйте местоимение «мы»

Контактируйте и делитесь информацией со всеми

Команда-победительница постоянно совершенствуется

Эта книга посвящается человеку, которым я восхищаюсь.

Другу, чьи объятия согревали меня,

Учителю, чья мудрость направляла меня,

Вдохновителю, чьи слова поднимали мой дух,

Лидеру, за которым я так люблю следовать...

Моему отцу Мелвину Максвеллу

ВВЕДЕНИЕ

Этого случая я не забуду никогда. В тот день я читал лекцию на тему лидерства. В перерыве ко мне подошел один из слушателей по имени Боб.

– Вы спасли мою карьеру! – воскликнул он. – Как я вам благодарен!

Сказав эти слова, слушатель уже собирался отойти в сторону, но я успел его окликнуть:

– Стойте! Расскажите, каким это образом я смог «спасти» вашу карьеру?

– Мне пятьдесят три года. Последние семнадцать лет я работаю на должности, требующей лидерских качеств. До недавнего времени мне было очень тяжело работать, я остро чувствовал, что мне не хватает умения быть лидером. И вот в прошлом году я побывал на вашем семинаре по развитию лидерских способностей. После этого я сразу же начал применять усвоенные принципы лидерства в своей работе – и произошло то, о чем я так мечтал: пусть не сразу, но люди начали с готовностью следовать моим указаниям. До этого у меня был большой стаж работы, но компетентности мне не хватало. Вы сделали меня лидером. Спасибо вам!

Именно такие случаи, как тот, о котором я только что вам рассказал, заставляют меня не жалеть времени на воспитание лидеров. Именно поэтому я около десяти раз в году провожу в США и других странах семинары по развитию лидерских способностей. Именно поэтому и была написана эта книга.

На протяжении нескольких десятилетий я на собственном опыте осваивал принципы лидерства, описанные в этой книге. Уже около двадцати лет я обучаю людей этим принципам, а затем с огромным удовлетворением наблюдаю за прогрессом в работе моих слушателей. Теперь у меня есть возможность рассказать об этих принципах вам.

Ключ к успеху в любом деле – умение вести людей за собой

И взлеты, и падения в любом деле зависят от лидерства. Когда я произношу эту фразу на лекциях и семинарах, слушателям очень хочется слегка подправить ее: «Почти в каждом деле и взлеты, и падения зависят от лидерства». Большинство людей желает найти исключения, вместо того чтобы захотеть самим стать исключительными!

Уже сейчас вы обладаете определенными навыками лидерства. Для примера давайте предположим, что ваши лидерские способности оцениваются на 6 по 10-балльной шкале. Скажу со всей уверенностью: эффективность вашей работы никогда не превысит вашего умения быть лидером, умения вести людей за собой и оказывать на них влияние. Говоря другими словами, от вашего умения быть лидером зависит уровень вашего успеха – и не только вашего, но и успеха всех, кто работает вместе с вами.

Как-то в журнале «Newsweek» я прочитал слова президента компании «Hyatt Hotels»: «Главное, что я узнал за двадцать семь лет работы в сфере обслуживания: 99 процентов служащих хотят работать хорошо, но реальный результат их работы – всего лишь отражение работы их работодателя»*.

Пожалуй, точнее о степени важности эффективного лидерства и не скажешь. Вот еще

одна история на ту же тему. На совещании торговых представителей менеджер устроил своим подчиненным разнос за удручающе низкие результаты. «Мне надоели ваши оправдания, – кричал он. – Не умеете работать – найдем других, кто умеет. В конце концов, быть торговым представителем нашей фирмы – большая честь и великолепный шанс». С этими словами менеджер указал на новичка в коллективе, бывшего футболиста, и продолжал: «Если футбольная команда играет плохо, то что делают? Меняют игроков. Верно я говорю?»

На какое-то время в кабинете воцарилась полная тишина, а затем раздался голос бывшего футболиста: «Вообще-то, сэр, если плохо играет вся команда, то меняют тренера»*.

Лидерству можно научиться

Лидерство – это не «закрытый элитный клуб для прирожденных лидеров». Личностным качествам, необходимым для эффективного лидерства, можно научиться, а затем нужно соединить их друг с другом, вложив в это всю свою душу, – и тогда ничто не смо-

* Doug Lysen, Reader"s Digest, February 1989.

жет помешать вам стать настоящим лидером. Эта книга даст вам основные принципы лидерства, от вас же потребуется только желание освоить эти принципы и следовать им. Леонард Рейвенхилл в своей книге «Сообщения последних дней» рассказывает о том, как группа туристов проходила через живописную деревушку. Увидев старика, сидящего на лавочке у забора, один из туристов спросил снисходительным тоном:

– Может, в вашей деревне родился кто-нибудь из великих людей?

– Не-е, – протянул старик. – У нас рождаются только дети.

Лидерство не открывают в себе, а развивают. Что правда, всегда появляются настоящие «прирожденные лидеры», но даже им, чтобы оставаться лидерами, приходится постоянно совершенствовать черты характера, данные от природы. Работая с тысячами людей, желающими стать лидерами, я обнаружил, что все они делятся на четыре группы:

Прирожденные лидеры:

■ Обладают прирожденными лидерскими способностями.

■ Всю жизнь наблюдают за примерами лидерства.

■ Учатся и осваивают дополнительные лидерские способности.

Обратите внимание: три из четырех перечисленных качеств – приобретенные.

Обученные лидеры:

■ Большую часть жизни наблюдают за примерами лидерства.

■ Освоили теорию и практику лидерства.

■ Обладают самодисциплиной, без которой невозможно стать великим лидером.

Потенциальные лидеры:

■ Относительно недавно начали наблюдать за примерами лидерства.

■ Учатся теории и практике лидерства.

■ Обладают самодисциплиной, без которой невозможно стать великим лидером.

Обратите внимание: все три перечисленных качества – приобретенные.

Ограниченные лидеры:

■ Видят мало примеров лидерства или не видят их совсем.

■ Мало учились теории и практике лидерства или не учились совсем.

■ Обладают желанием стать лидером.

Обратите внимание: все три перечисленных качества можно освоить.

Книг о руководстве – хоть отбавляй, а о лидерстве – явно недостаточно

Мне кажется, что очень часто люди путают слова «руководство» и «лидерство».

Бывший секретарь Департамента здравоохранения, просвещения и социального обеспечения США Джон У. Гарднер, ныне возглавляющий проект по исследованию лидерства в Вашингтоне, назвал пять основных особенностей, выделяющих «руководителя-лидера» из толпы обычных руководителей:

1. Руководитель-лидер умеет смотреть в будущее, далеко за пределы сегодняшних проблем и ежеквартальных отчетов.

2. Интересы руководителя-лидера не ограничиваются возглавляемым им отделом или цехом. Руководитель-лидер хочет как можно больше знать о взаимодействии структурных единиц всего предприятия, не ограничиваясь своей сферой влияния.

3. Руководитель-лидер делает упор на видении будущего, ценностях и мотивации.

4. Руководитель-лидер обладает мастерством справляться с конфликтующими между собой требованиями многочисленных составных частей всего процесса

5. Руководитель-лидер не воспринимает теперешнюю ситуацию как нечто завершенное и неизменное*.

Руководитель обеспечивает выполнение программы и достижение цели деятельности возглавляемой им организации. Лидер создает образ будущего и мотивирует людей на реализацию этого образа.

«Люди не хотят, чтобы ими руководили. Они хотят, чтобы их вели за собой. Вы когда-нибудь слышали о руководителях мирового масштаба? А о лидерах мирового масштаба слышали наверняка. О политических лидерах, религиозных лидерах, профсоюзных лидерах,

* John W. Gardner. «The Nature of Leadership», Leadership Papers #1, Independent Sector, January 1986.

деловых лидерах, скаутских лидерах. Эти люди ведут других, а не руководят ими. Пряник всегда сильнее, чем кнут. Не верите – спросите у коня, которого, как известно, можно привести к воде, но нельзя заставить напиться, если конь не захочет этого сам. Если вы все же желаете руководить, то руководите собой, и делайте это как можно лучше. Тогда вы будете готовы перейти от руководства к лидерству»*.

■ Обязанность рабочего – уметь выполнять свою работу.

■ Обязанность наставника – показывать, как делать работу.

■ Обязанность руководителя – обеспечивать выполнение работы теми, кому она поручена.

■ Обязанность лидера – вдохновлять людей работать как можно лучше.

Я очень хочу, чтобы вы научились выполнять обязанности лидера. Именно поэтому я и написал эту книгу. В книге Брюса Ларсона «Ветер и огонь» есть очень интересные строки о журавлях: «У этих больших птиц, способ-

* Richard Kerr for United Technologies Corp, Bits and Pieces, March 1990.

ных на межконтинентальные перелеты, есть три особенности. Во-первых, журавли меняют вожаков. Ни одна птица не остается во главе клина на все время перелета. Во-вторых, вожаками они выбирают птиц, способных противостоять воздушным потокам. И, наконец, все время, пока одна из птиц стоит во главе стаи, все остальные криками выражают вожаку свое согласие и поддержку». Читая книгу, которую вы сейчас держите в руках, и применяя на практике основные принципы лидерства, время от времени вспоминайте эти слова.

Я надеюсь, вы освоите принципы лидерства достаточно хорошо, чтобы занять место во главе «журавлиной стаи». Можете быть уверены, что в это время я с чувством гордости и огромного внутреннего удовлетворения буду мысленно поддерживать вас.

Во все эпохи, во все столетия наступали времена, когда на авансцене истории должны были появляться лидеры. Не бывает такого, чтобы человек с потенциальными задатками лидера жил «не в свое время». Прочтите эту книгу... а затем будьте готовы проявить себя, когда ваше время придет!

Джон С. Максвелл

Глава первая

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВА: ВЛИЯНИЕ

О нем говорят все, но мало кто понимает, что это такое. Большинство людей мечтает о нем, но добиваются его лишь немногие. Существует множество его определений: мне удалось найти свыше пятидесяти. Что же это такое – интригующее и захватывающее явление, именуемое лидерством?

Большинство из нас хотели бы стать лидерами. Скорее всего, именно поэтому так сложно дать нейтральное определение лидерства, не окрашенное эмоционально. Чаще всего, давая определение слову «лидерство», мы представляем себе знакомого человека с лидерскими способностями или известного лидера и определяем лидерство в чертах личности. Попросите десять человек дать определение лидерства, и вы, скорее всего, получите десять разных ответов. Я имел возможность на протяжении более чем четырех десятилетий наблюдать за проявлениями лидерства в семье моих родителей, раскрывал собственный лидерский потенциал и в конце концов пришел к выводу: лидерство – это влияние. Именно так, не больше и не меньше.

Очень точно сказал об этом Джеймс Джорджес из «ParTraining Corporation»:

«Что такое лидерство? Уберите на какое-то время все моральные аспекты этого понятия, и останется одно: лидерство – это способность приобретать последователей. Лидерами были и Гитлер, и Джим Джонс. Иисус из Назарета, Мартин Лютер Кинг, Уинстон Черчилль и Джон Ф. Кеннеди – все они были лидерами. Какими бы разными ни были их системы ценностей и способности руководить людьми, всех их объединяло одно: у каждого их них были последователи. И уже исходя из определения лидерства как способности приобретать последователей, можно обсуждать качества лидера и стиль лидерства»*.

* James С. Georges, ParTraining Corp., Tucker, GA, in Executive Communications, January 1987.

Именно здесь кроется суть проблемы: чаще всего люди определяют лидерство не как способность приобретать последователей, а как способность достигать определенного положения или должности. Исходя из этого определения, человек стремится к достижению должности, звания или титула, а по достижении своей цели считает, что уже стал лидером.

Такой стиль мышления приводит к двум типичным проблемам. Во-первых, очень часто люди, имеющие высокий статус и занимающие высокое положение, страдают от недостатка последователей. Во-вторых, те, у кого нет соответствующих титулов, могут не разглядеть в себе лидера и из-за этого пренебречь развитием своих лидерских способностей.

Моя цель – прежде всего помочь вам понять, что лидерство – это влияние (то есть способность приобретать последователей), а затем, исходя из этого определения, помочь вам научиться быть лидерами. Каждая из глав этой книги посвящена одному из принципов лидерства.

Цель первой главы – расширить ваш уровень влияния.

МЫСЛИ О ВЛИЯНИИ

Каждый из нас на кого-нибудь влияет

Социологи утверждают, что даже ярко выраженные интроверты на протяжении своей жизни оказывают влияние в среднем на тысячу человек! Эту потрясающую информацию сообщил мне мой коллега Тим Элмор. Каждый человек оказывает влияние на других и сам подвергается влиянию со стороны, а это значит, что каждый из нас одновременно в чем-то лидер, а в чем-то – последователь. Из этого правила нет исключений. Ваша обязанность – реализовать заложенные в вас потенциальные лидерские способности. В каждой конкретной группе людей и в каждой конкретной ситуации обязательно возникает яркий лидер, оказывающий влияние на остальных членов группы. При этом человек, проявивший себя лидером в одной ситуации или группе, в других условиях может уступить место другому лидеру, становясь одним из его последователей. Типичный пример – обычный будний день в семье. Утром, когда ребенок собирается в школу, доминирующее влияние на него оказывает мать. Она решает, что ребенок будет есть на завтрак, какую одежду наденет. В этой ситуации мать – однозначный лидер, ребенок – последователь. Придя в школу, этот же ребенок может превратиться в лидера, оказывающего влияние на других детей. Пока ребенок в школе, родители решили в обеденный перерыв встретиться в одном из ресторанов. К ним подходит официант и предлагает фирменные блюда, оказывая влияние на обоих посетителей. Вечером семья собирается за столом, но время ужина зависит от расписания рабочего дня матери или отца.

Обнаружить лидера очень просто. Понаблюдайте за группой людей, решающих какой-нибудь вопрос. Чье мнение считается самым веским? К кому больше всего прислушиваются при обсуждении проблемы? С кем быстрее всего соглашаются? Чьему призыву (и это важнее всего) люди следуют? Это и есть реальный лидер группы.

Мы не знаем, на кого и в какой степени влияем

Лучший способ осознать силу влияния – подумать о том, какие события или личности повлияли на нас самих в наибольшей степени. Значительные события навсегда остаются в памяти целого поколения. Спросите у пожилых американцев (родившихся до 1930 года), чем они занимались, когда услышали ужасную новость о нападении на Перл-Харбор. Уверен, что они в подробностях опишут и свое окружение, и свои чувства в ту минуту. Спросите у американцев, родившихся раньше 1955 года, что они делали в минуту, когда передавали сообщение о покушении на президента Джона Кеннеди. И вновь вы услышите подробный ответ. Люди помоложе столь же подробно расскажут вам о том, за каким занятием застигло их страшное известие о взрыве космического корабля «Челленджер».

Подумайте и о вроде бы незначительных событиях, радикальным образом повлиявших на вашу жизнь. Я никогда не забуду, как одна поездка в летний лагерь определила мой выбор профессии. А еще я вспоминаю своего школьного учителя Глена Лезервуда... и переливающиеся огоньки на рождественской елке, при виде которых у меня в душе каждый год возникало восхитительное ощущение праздника... и одобрительные слова преподавателя колледжа... Таких воспоминаний – несчетное множество. Вся наша жизнь состоит из встреч с людьми и событиями, под влиянием которых мы стали именно такими, какими являемся. Об этом замечательно сказал Дж. Р. Миллер: «Бывают мимолетные встречи, оставляющие незабываемые впечатления навсегда, на всю жизнь. То, что мы называем словом «влияние», – загадка, понять которую не может никто... но при этом каждый из нас постоянно оказывает влияние на других, в одних случаях исцеляя, благословляя, оставляя прекрасные воспоминания, в других – причиняя боль и обиду, отравляя, оставляя в чужой жизни черные следы»*.

* J.R. Miller, The Building of Character (New Jersey, AMG Publishers, 1975).

Я всегда вспоминаю эти отрезвляющие слова, думая о своем отцовском влиянии на детей. На моем рабочем столе стоит подарок друга – рамка, в которую помещены такие слова:

Малыш, идущий вслед за мной

Я должен быть очень осторожным -

По моим стопам идет малыш.

Я не имею права свернуть с прямого пути,

Чтобы и он не пошел по кривой дорожке.

Ни на миг мне не спрятаться от его глаз,

Он пытается повторить все мои поступки,

Он говорит, что хочет стать таким, как я, -

Малыш, идущий вслед за мной.

В пути сквозь летнюю жару и зимнюю стужу

Я не должен ни на мгновенье забывать,

Что своей жизнью я создаю будущее -

Вот этого малыша, идущего вслед за мной.

Лучшая инвестиция в будущее – правильное влияние, оказанное сегодня

Итак, мы выяснили: вопрос не в том, влияете ли вы на кого-нибудь или нет. Влияете! Важно решить, какое именно влияние вы хотите оказывать на людей. Вот что говорят Уоррен Беннис и Берт Нанус, авторы книги «Лидеры»: «Истина в том, что возможностей для лидерства – великое множество, и они доступны подавляющему большинству людей»*.

Вы должны поверить в эти слова! Оставшаяся часть этой главы поможет вам стать лучшим лидером сегодня и изменить к лучшему завтрашний день.

* Warren Bennis, Bert Nanus, Leaders (New York, Harper & Row, 1985), 222.

Влияние – это мастерство, которому можно научиться

Роберт Диленшнайдер, глава всемирно известного PR-агентства «Hill and Knowlton», – один из ведущих американских мастеров искусства под названием «влияние», виртуозно проявляющий чудеса убеждения на всемирной арене, где действуют правительства государств и международные корпорации. В своей книге «Власть и влияние» Диленшнайдер излагает принцип «треугольника власти». «Три стороны этого треугольника, – пишет Диленшнайдер, – это коммуникация, одобрение и влияние. Следует начать с эффективной коммуникации, приводящей к одобрению, а одобрение, в свою очередь, порождает влияние »*.

Я твердо убежден, что каждый из нас в состоянии развить свои лидерские способности, повысив свои уровни влияния (см. схему на стр. 37).

* Robert Dielenschneider, Power and Influence: Mastering the Art of Persuasion (New York, Prentice Hall, 1990).

УРОВНИ ЛИДЕРСТВА

Уровень 1: Статус

Статус – базовый, начальный уровень лидерства. Это влияние, исходящее исключительно из должности, титула или поста. На этом уровне действуют территориальные права, традиции, протоколы и уставы. Ничего плохого в этих вещах нет, если только они не становятся основой для авторитарного стиля управления, подменяя собою отсутствующие лидерские способности, – никудышная, надо сказать, замена.

Человек, назначенный на ту или иную должность, может обладать определенной властью и возможностью управлять другими, но реальное лидерство – это нечто намного большее, чем просто власть, опыт, знания и следование определенным правилам. Настоящий лидер – тот, за кем люди следуют добровольно и сознательно. Настоящий лидер знает, что слова «лидер» и «начальник» означают далеко не одно и то же.


ВВЕДЕНИЕ

Ключ к успеху в любом деле - умение вести людей за собой

Лидерству можно научиться

Прирожденные лидеры:

Обученные лидеры:

Потенциальные лидеры:

Ограниченные лидеры:

Книг о руководстве - хоть отбавляй, а о лидерстве - явно недостаточно

Глава первая ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВА: ВЛИЯНИЕ

МЫСЛИ О ВЛИЯНИИ

Каждый из нас на кого-нибудь влияет

Мы не знаем, на кого и в какой степени влияем

Лучшая инвестиция в будущее - правильное влияние, оказанное сегодня

Влияние - это мастерство, которому можно научиться

УРОВНИ ЛИДЕРСТВА

Уровень 1: Статус

Особенности «лидера по должности»

Уровень 2: Одобрение

Уровень 3: Продуктивность

Уровень 4: Наставничество

ПОДЪЕМ ПО СТУПЕНЯМ ЛИДЕРСТВА

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше времени уходит на подъем

Чем выше вы поднимаетесь, тем выше уровень обязательств

Чем выше вы поднимаетесь, тем легче вести людей за собой

Чем выше вы поднимаетесь, тем больше рост

Поднимаясь по ступеням лидерства, вы не покидаете базового уровня

Вы находитесь на разных уровнях лидерства по отношению к членам группы, лидером которой являетесь

Чтобы ваше лидерство оставалось максимально результативным, необходимо помогать другим лидерам вашей организации подниматься вместе с вами

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Определите, на каком уровне вы сейчас находитесь

Уровень 1: Статус/Права

Уровень 2: Одобрение /Взаимоотношения

Уровень 3: Продуктивность/Результаты

Уровень 4: Наставничество/Воспроизводство

Уровень 5: Личность/Уважение

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Повторение

Практические задания

Глава вторая КЛЮЧ К ЛИДЕРСТВУ: ПРИОРИТЕТЫ

ПРИНЦИП ПАРЕТО, ИЛИ ПРИНЦИП 20/80

Важно работать не с усилием, а с умом

Организуй, а не то деградируешь

Определение приоритетов

Выбирай, а не то потеряешь

Оценивай, а не то попадешь в тупик

ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТОВ

Приоритеты не существуют сами по себе

Невозможно переоценить степень незначительности чего бы то ни было

Хорошее - враг лучшего

Как сделать выбор между хорошим и хорошим?

Невозможно иметь все

Избыток дел парализует

Когда второстепенные дела требуют от нас слишком многого, возникают большие проблемы

Предельные сроки и срочные дела вынуждают нас устанавливать приоритеты

Как же часто мы слишком поздно узнаем, что для нас на самом деле важно

Глава третья ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛИДЕРСТВА: ЦЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ДОСТОЙНЫ ЛИ ВЫ ДОВЕРИЯ?

1. Цельность личности создает доверие

2. Цельность личности обладает огромным потенциалом влияния

3. Цельность личности - основа для высоких моральных требований

4. Цельность личности создает не имидж, а твердую репутацию

5. Цельность личности означает, что мы не можем требовать от других больше, чем от себя

6. Цельность личности помогает лидеру стать не просто умным, а надежным

7. Цельность личности - плод тяжелого труда

Глава четвертая ЭКЗАМЕН НА ЛИДЕРСТВО: ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ

ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМ У ЛИДЕРА

ЛИДЕР КАК АГЕНТ ПЕРЕМЕН

СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ: НЕМНОГО ИСТОРИИ

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ПЕРЕМЕНАМ

Нововведения не возникают сами по себе

Нарушается привычный ход событий

Грядущие перемены вызывают страх перед неизвестностью

Цель нововведений неясна

Перемены порождают страх перед неудачей

Выгода от перемен не оправдывает затраченных усилий

Люди слишком довольны существующим порядком

Если люди мыслятнегативно, никаких перемен не происходит

Последователям не хватает уважения к лидеру

Лидер слишком чувствителен к личной критике

Нововведения могут приводить к потерям

Перемены требуют затрат времени

Ограниченность и предвзятость мешают восприятию новых идей

Традиции сопротивляются нововведениям

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕМЕН

Новаторы: мечтатели

Те, кто соглашается быстро: моментально распознают хорошую идею

Те, кто соглашается не сразу: большинство

Те, кто соглашается поздно: поддерживают новую идею последними

Отстающие: те, кто до конца сопротивляется переменам

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ПЕРЕМЕНАМ

Лидер должен создать атмосферу взаимного доверия

Лидер должен измениться сам, прежде чем призывать к переменам других

Хороший лидер учитывает историю организации

Наиболее влиятельные члены организации должны занять лидирующие позиции

Проверьте, не пусты ли ваши руки

Хорошие лидеры заручаются поддержкой наиболее влиятельных членов организации еще до объявления о грядущих нововведениях

Готовясь к собранию, разработайте повестку дня, способствующую большей открытости

Поощряйте неформальное воздействие наиболее влиятельных членов коллектива на остальных

Покажите людям, каким образом они получат выгоду от планируемых перемен

Дайте людям почувствовать, что это их собственные нововведения

Как дать людям возможность почувствовать себя хозяевами грядущих перемен

ПЕРЕМЕНЫ НЕИЗБЕЖНЫ

Не все перемены ведут к совершенствованию, но совершенствования без перемен не бывает

Меняться никогда не поздно

Глава пятая КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ЛИДЕРСТВУ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Проблемы есть у всех

Проблемы делают жизнь осмысленной

Множество выдающихся людей прошли через жизненные проблемы

Моя проблема - это не «моя проблема»

Проблема - это то, с чем можно что-то сделать

Проверка лидерства: способность распознать проблему, пока ситуация не стала критической

О лидерах судят по масштабу проблем, с которыми они справляются

Проблемы-задачи можно решить быстро; проблемы с людьми требуют времени

Верное отношение к проблеме

Верный план действий

ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Идентифицируйте наличие проблемы

Установите приоритеты

Определите суть проблемы

1. Задайте правильные вопросы

2. С ответственностью подходите к выбору собеседника для обсуждения проблемы

3. Найдите твердые факты

4. Принимайте участие в процессе

Находите людей, способных оказать вам помощь в процессе решения проблемы

Выясните возможные причины проблемы

Выясните возможные способы решения проблемы

Взвесьте найденные решения и отберите наилучшие

Действуйте согласно наилучшему решению

Оценивайте принятое решение

Глава шестая СОЮЗНИК В ЛИДЕРСТВЕ: ПОЗИЦИЯ

Ваша позиция - ваш капитал

Как мы поступаем со своими чувствами.

■ Действовать так, чтобы победителями выходили все.

■ С мудростью относиться к «трудным» людям.


Уровень 3: Продуктивность/Результаты

■ Инициировать и брать на себя ответственность за рост организации.

■ Формулировать цели организационной деятельности и следовать им.

■ Сделать свои должностные обязанности и энергию неотъемлемой частью общей цели организации.

■ Развивать ответственность людей за результаты, начиная с себя самого.

■ Знать, что способствует высоким результатам, и применять знания на практике.

■ Доносить до каждого члена стратегию деятельности организации и представление о ее будущем.

■ Стать «фактором перемен» в организации, уметь распоряжаться временем.

■ Принимать трудные решения, способствующие позитивным изменениям.
Уровень 4: Наставничество/Воспроизводство

■ Осознавать, что ваш главный капитал - это люди.

■ Отдавать приоритет личностному развитию людей.

■ Быть образцом для последователей.

■ Уделять особое внимание наиболее активным 20% членов вашей организации.

■ Предоставлять возможность роста для ведущих лидеров вашей организации.

■ Быть способным привлекать других успешных лидеров для работы над достижением общей цели.

■ Создавать вокруг себя «внутренний крут» лидеров, чья деятельность дополняет вашу.


Уровень 5: Личность/Уважение

■ Ваши последователи преданы вам и готовы идти на пожертвования.

■ Вы посвятили много лет воспитанию и обучению лидеров.

■ Вы стали общественным или государственным деятелем, консультантом; люди стремятся получить вашу помощь и поддержку.

■ Самая большая радость для вас - видеть, как люди развиваются и растут как личности.

Каждый из нас - лидер, потому что каждый из нас на кого-нибудь влияет. Конечно, не каждый способен стать великим лидером, но лучшим лидером, чем он был раньше, способен стать каждый. Вам остается ответить всего на два вопроса:

1. Проявите ли вы свой лидерский потенциал?

2. Будете ли вы использовать свои лидерские способности во благо всего человечества?

Эта книга написана для того, чтобы помочь вам ответить «да» на оба эти вопроса.

Я и другие

Прежде чем завершится сегодняшний день,

Прежде чем солнце зайдет за линию горизонта.

Моей жизни предстоит соприкоснуться с десятками других жизней

И оставить на них бесчисленные следы добра или зла.

И вот желание всех моих желаний.

Вот моя неустанная молитва:

Господи, пусть моя жизнь станет помощником других жизней -

Тех, с кем мне суждено соприкоснуться *.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Повторение

1. Лидерство - это________________

2. Пять уровней лидерства - это:

(1) _______________

(2) _______________

(3) _______________

(4) _______________

(5) _______________

* John С. Maxwell, Be a People Person (Wheaton, Victor, 1989).

3. На каком уровне я в настоящее время нахожусь по отношению к большинству людей?

4. На каком уровне я в настоящее время нахожусь по отношению к другим людям, обладающим влиянием?
Практические задания

1. Запишите имена пяти наиболее влиятельных лиц в вашей организации.

а) На каком уровне влияния находитесь вы по отношению к ним?

б) На каком уровне влияния находятся эти люди по отношению к другим?

2. Один час в месяц проводите в личном общении с каждым из этих пяти наиболее влиятельных людей в организации.

3. Два часа в месяц проводите в общении одновременно со всеми пятью ведущими лидерами вашей организации. Это время должно способствовать их развитию. Один час посвятите обсуждению одной из глав этой книги, второй - совместной работе над проектом, способствующим укреплению организации.

4. Повторите основные характеристики каждого из пяти уровней лидерства и выделите три из них, которых вам особо недостает, чтобы уделить больше внимания работе над ними.

(1) _______________

(2) _______________

Воспитай в себе лидера. Джон Максвелл
Излагаются универсальные принципы, согласно которым должен действовать человек, желающий вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к реальным поступкам.

Читать книгу Воспитай в себе лидера онлайн

Эта книга посвящается человеку, которым я восхищаюсь.

Другу, чьи объятия согревали меня,

Учителю, чья мудрость направляла меня,

Вдохновителю, чьи слова поднимали мой дух,

Лидеру, за которым я так люблю следовать...

Моему отцу Мелвину Максвеллу

ВВЕДЕНИЕ

Этого случая я не забуду никогда. В тот день я читал лекцию на тему лидерства. В перерыве ко мне подошел один из слушателей по имени Боб.

Вы спасли мою карьеру! - воскликнул он. - Как я вам благодарен!

Сказав эти слова, слушатель уже собирался отойти в сторону, но я успел его окликнуть:

Стойте! Расскажите, каким это образом я смог «спасти» вашу карьеру?

Мне пятьдесят три года. Последние семнадцать лет я работаю на должности, требующей лидерских качеств. До недавнего времени мне было очень тяжело работать, я остро чувствовал, что мне не хватает умения быть лидером. И вот в прошлом году я побывал на вашем семинаре по развитию лидерских способностей. После этого я сразу же начал применять усвоенные принципы лидерства в своей работе - и произошло то, о чем я так мечтал: пусть не сразу, но люди начали с готовностью следовать моим указаниям. До этого у меня был большой стаж работы, но компетентности мне не хватало. Вы сделали меня лидером. Спасибо вам!

Именно такие случаи, как тот, о котором я только что вам рассказал, заставляют меня не жалеть времени на воспитание лидеров. Именно поэтому я около десяти раз в году провожу в США и других странах семинары по развитию лидерских способностей. Именно поэтому и была написана эта книга.

На протяжении нескольких десятилетий я на собственном опыте осваивал принципы лидерства, описанные в этой книге. Уже около двадцати лет я обучаю людей этим принципам, а затем с огромным удовлетворением наблюдаю за прогрессом в работе моих слушателей. Теперь у меня есть возможность рассказать об этих принципах вам.

Ключ к успеху в любом деле - умение вести людей за собой

И взлеты, и падения в любом деле зависят от лидерства. Когда я произношу эту фразу на лекциях и семинарах, слушателям очень хочется слегка подправить ее: «Почти в каждом деле и взлеты, и падения зависят от лидерства». Большинство людей желает найти исключения, вместо того чтобы захотеть самим стать исключительными!

Уже сейчас вы обладаете определенными навыками лидерства. Для примера давайте предположим, что ваши лидерские способности оцениваются на 6 по 10-балльной шкале. Скажу со всей уверенностью: эффективность вашей работы никогда не превысит вашего умения быть лидером, умения вести людей за собой и оказывать на них влияние. Говоря другими словами, от вашего умения быть лидером зависит уровень вашего успеха - и не только вашего, но и успеха всех, кто работает вместе с вами.

Как-то в журнале «Newsweek» я прочитал слова президента компании «Hyatt Hotels»: «Главное, что я узнал за двадцать семь лет работы в сфере обслуживания: 99 процентов служащих хотят работать хорошо, но реальный результат их работы - всего лишь отражение работы их работодателя»*.

Пожалуй, точнее о степени важности эффективного лидерства и не скажешь. Вот еще

Одна история на ту же тему. На совещании торговых представителей менеджер устроил своим подчиненным разнос за удручающе низкие результаты. «Мне надоели ваши оправдания, - кричал он. - Не умеете работать - найдем других, кто умеет. В конце концов, быть торговым представителем нашей фирмы - большая честь и великолепный шанс». С этими словами менеджер указал на новичка в коллективе, бывшего футболиста, и продолжал: «Если футбольная команда играет плохо, то что делают? Меняют игроков. Верно я говорю?»

На какое-то время в кабинете воцарилась полная тишина, а затем раздался голос бывшего футболиста: «Вообще-то, сэр, если плохо играет вся команда, то меняют тренера»*.

Лидерству можно научиться

Лидерство - это не «закрытый элитный клуб для прирожденных лидеров». Личностным качествам, необходимым для эффективного лидерства, можно научиться, а затем нужно соединить их друг с другом, вложив в это всю свою душу, - и тогда ничто не смо-

* Doug Lysen, Reader"s Digest, February 1989.

Жет помешать вам стать настоящим лидером. Эта книга даст вам основные принципы лидерства, от вас же потребуется только желание освоить эти принципы и следовать им. Леонард Рейвенхилл в своей книге «Сообщения последних дней» рассказывает о том, как группа туристов проходила через живописную деревушку. Увидев старика, сидящего на лавочке у забора, один из туристов спросил снисходительным тоном:

Может, в вашей деревне родился кто-нибудь из великих людей?

Не-е, - протянул старик. - У нас рождаются только дети.

Лидерство не открывают в себе, а развивают. Что правда, всегда появляются настоящие «прирожденные лидеры», но даже им, чтобы оставаться лидерами, приходится постоянно совершенствовать черты характера, данные от природы. Работая с тысячами людей, желающими стать лидерами, я обнаружил, что все они делятся на четыре группы:

Прирожденные лидеры:

■ Обладают прирожденными лидерскими способностями.

■ Всю жизнь наблюдают за примерами лидерства.

■ Учатся и осваивают дополнительные лидерские способности.

Обратите внимание: три из четырех перечисленных качеств - приобретенные.

Обученные лидеры:

■ Большую часть жизни наблюдают за примерами лидерства.

■ Освоили теорию и практику лидерства.

■ Обладают самодисциплиной, без которой невозможно стать великим лидером.

Потенциальные лидеры:

■ Относительно недавно начали наблюдать за примерами лидерства.

■ Учатся теории и практике лидерства.

■ Обладают самодисциплиной, без которой невозможно стать великим лидером.

Обратите внимание: все три перечисленных качества - приобретенные.

Ограниченные лидеры:

■ Видят мало примеров лидерства или не видят их совсем.

■ Мало учились теории и практике лидерства или не учились совсем.

■ Обладают желанием стать лидером.

Обратите внимание: все три перечисленных качества можно освоить.

Книг о руководстве - хоть отбавляй, а о лидерстве - явно недостаточно

Мне кажется, что очень часто люди путают слова «руководство» и «лидерство».

Бывший секретарь Департамента здравоохранения, просвещения и социального обеспечения США Джон У. Гарднер, ныне возглавляющий проект по исследованию лидерства в Вашингтоне, назвал пять основных особенностей, выделяющих «руководителя-лидера» из толпы обычных руководителей:

1. Руководитель-лидер умеет смотреть в будущее, далеко за пределы сегодняшних проблем и ежеквартальных отчетов.

2. Интересы руководителя-лидера не ограничиваются возглавляемым им отделом или цехом. Руководитель-лидер хочет как можно больше знать о взаимодействии структурных единиц всего предприятия, не ограничиваясь своей сферой влияния.

3. Руководитель-лидер делает упор на видении будущего, ценностях и мотивации.

4. Руководитель-лидер обладает мастерством справляться с конфликтующими между собой требованиями многочисленных составных частей всего процесса

5. Руководитель-лидер не воспринимает теперешнюю ситуацию как нечто завершенное и неизменное*.

Руководитель обеспечивает выполнение программы и достижение цели деятельности возглавляемой им организации. Лидер создает образ будущего и мотивирует людей на реализацию этого образа.

«Люди не хотят, чтобы ими руководили. Они хотят, чтобы их вели за собой. Вы когда-нибудь слышали о руководителях мирового масштаба? А о лидерах мирового масштаба слышали наверняка. О политических лидерах, религиозных лидерах, профсоюзных лидерах,

* John W. Gardner. «The Nature of Leadership», Leadership Papers #1, Independent Sector, January 1986.

Деловых лидерах, скаутских лидерах. Эти люди ведут других, а не руководят ими. Пряник всегда сильнее, чем кнут. Не верите - спросите у коня, которого, как известно, можно привести к воде, но нельзя заставить напиться, если конь не захочет этого сам. Если вы все же желаете руководить, то руководите собой, и делайте это как можно лучше. Тогда вы будете готовы перейти от руководства к лидерству»*.

■ Обязанность рабочего - уметь выполнять свою работу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: