Оформление абсолютизма при Петре I. Реформы Петра I и оформление абсолютизма

Корона Российской империи

Николай Шелгунов говорил: «Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я преклоняюсь перед ним как пе­ред диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естест­венный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпа­ли да ляпали целых двести».

Абсолютизм (от латинского absolutus - независимый, неограниченный) . Абсолютная монархия возникает в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Она характеризуется тем, что монарх (глава государства) является источником законодательной и исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляет свою деятельность созданным им и зависимым от него аппаратом.

Особенности абсолютизма

Монарх устанавливает налоги, распоряжается государственными финансами. При абсолютной монархии достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый и многочисленный бюрократический аппарат (налоговый, судебный и др.), постоянная армия, полиция. Социальной опорой абсолютной монархии является дворянство.

На определённом этапе развития государства абсолютизм играет прогрессивную роль: уничтожает политическую раздробленность, содействует экономическому единству, развитию новых отношений и процессу формирования наций и национальных государств.

Политика меркантилизма, которую проводит абсолютная монархия, содействует процессу первоначального накопления, это в интересах дворянства. Оживляется экономическая жизнь, а новые денежные ресурсы используются для укрепления военной мощи государства.

Абсолютная монархия существовала во многих европейских странах, но особенно ярко воплотилась во Франции, достигнув своего расцвета в XVII веке при Ришелье (Людовике XIII) и Людовике XIV. А в Испании абсолютная монархия переросла в деспотизм.

Во второй половине XVIII века в некоторых странах Европы отмечается Просвещенный абсолютизм.

Формы абсолютизма в различных странах были разными, они зависели от соотношения дворянства и буржуазии и их влияния на политику.

Символы просвещенного абсолютизма

Абсолютизм в России

Абсолютизм в России установился, конечно, не сразу и не по личному желанию правителя. Это был длительный процесс, который начался со второй половины XVI века, со времен Ивана Грозного, с ликвидации удельной раздробленности и закончился насильственным путем в 1917 году.

О характере русского абсолютизма среди российских историков нет единого мнения, мы также не будем в данной статье рассматривать различные точки зрения о причинах перехода России к абсолютизму и другие проблемы русского абсолютизма. Поговорим лишь об абсолютизме Петра I. И если исходить из характеристики понятия «абсолютизм», данной выше, то абсолютизм Петра полностью этой характеристике соответствует.

Абсолютизм Петра I

Форсированное оформление русского абсолютизма пришлось на конец XVII – начало XVIII веков. Петр I начал проводить политику меркантилизма в экономике и торговле, стал формировать новую идеологию и культуру, расширять пределы Российского государства, укреплять и расширять крепостнические порядки. Все эти преобразования требовали сосредоточения полноты власти в одних руках: в руках монарха.
Рационализм и прагматизм Петра проистекал из особенностей его биографии, из особенностей того времени, в котором он формировался и из личных его качеств. А качества эти были: тяга к знаниям, восприимчивость ко всему новому, живой и быстрый ум. Знакомство с иностранцами и европейской культурой пришлось на его отроческие годы, что сыграло немаловажную роль в становлении взглядов и принципов. Но когда Петр фактически уже стал царем, некоторое время непосредственная власть находилась в руках родственников Петра, в основном Нарышкиных, которые мало заботились об интересах государства. По словам Б.И. Куракина, это правление было «весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная». Умный молодой царь все это понимал.

Император Петр I. Гравюра с картины Беннера

Активная государственная деятельность самого Петра началась с первого Азовского похода в 1695 году. Петр осознавал, что мощную турецкую крепость не удалось взять из-за отсутствия флота, поэтому он начал энергичную подготовку ко второму походу: на верфях Воронежа организовал строительство галер и уже в 1696 взял Азов.

Далее Петр создает «Великое посольство», в котором он лично участвовал под именем Петра Михайлова, для более тщательного изучения политической обстановки, экономических и культурных достижений стран Западной Европы. Эта поездка привела к решению царя переориентировать внешнеполитический курс России и создать антишведскую коалицию, пригласить иностранных специалистов на русскую службу, отправить русских дворян на обучение в Европу, закупить вооружение, а после известия о стрелецком бунте в 1698 году он твердо решил проводить коренные преобразования в стране, которую он, побывав в Европе, увидел отсталой и слабой.

Он осознал свое положение монарха как слуги государству и этому отныне подчинил всю свою деятельность. Часто он игнорировал личные интересы ради государственных, за государственные преступления наказывал беспощадно. Он старался «для общего блага» и привлекал к этому всех. А благо для государства он видел в развитии промышленности, активной внешней торговле, внутренней и внешней безопасности. Он думал, что для достижения этих целей народ все время надо подгонять и строго за ним следить, ибо «наш народ – яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают…». Этим и объясняется его жестокость.

Абсолютизм характеризуется тем, что прекращает деятельность органов, существующих в сословно-представительной монархии (Земский собор, Боярская дума), и государственная власть получает большую самостоятельность по отношению к обществу, что и делает Петр, заменив Боярскую думу командой единомышленников. В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (административно-финансовый контроль в государстве). Ее работой руководил приближенный Петру I Никита Зотов. Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало обычно 8 человек, которые управляли различными приказами. Это совещание получило название Консилии министров, фактически это был Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.

После образования Сената Консилия министров и Ближняя канцелярия и прекратили свое существование.

Далее Петр изменяет порядок престолонаследия. Указом 1722 г. он утверждает за собой право назначения преемника, отныне престолонаследие не связано с родством. К сожалению, Петр умер, не назначив преемника, и это положило начало длительной борьбе за престол, которую называют эпохой «дворцовых переворотов».

Я. Веникс "Портрет Петра I"

В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, система коллегий предусматривала разделение администрации на определенные ведомства, это создавало более высокий уровень централизации.

Указами от 11 декабря 1717 г. и от 15 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур.

Императору Петру I принадлежала законодательная и исполнительная власть в государстве. Он был последней и высшей инстанцией в решении судебных дел. Он являлся верховным главнокомандующим войсками и фактически главой русской церкви: в 1721 г. была образована Духовная коллегия, преобразованная затем в 1722 г. в Святейший правительствующий синод, который уравнивался в правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю.

Символы Российской империи

Укрепление абсолютизма в России продолжалось и после Петра I, особенно ярко оно воплотилось в царствование Екатерины II. Для характеристики ее времени используют термин «просвещенный абсолютизм», она была привержена идеям Просвещения, по крайней мере, на словах.

2.1 Оформление абсолютизма при Петре I

XVII век в истории России принято считать последним веком Московского царства, веком перехода к Российской империи. Именно во второй половине XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в.

Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725). Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации. Осуществленные Петром I реформы сыграли большую роль в истории России, способствовали становлению абсолютизма в России.

Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии.

Была проведена областная реформа, с помощью которой Петр надеялся обеспечить армию всем необходимым. Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система "приказ - уезд" была удвоена: "приказ (или канцелярия) - губерния - провинция - уезд". Подобная схема была заложена и в идее организации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй половине XVII в., не нуждалось в институтах представительства и самоуправления. В начале XVIII в. фактически прекращается деятельность Боярской думы, управление центральным и местным аппаратом переходит к так называемой "консилии министров" - временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления - все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.

Огромное значение придавал Петр I принятому законодательству. Он считал, что "правительственный" закон, вовремя изданный и последовательно проведенный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство Петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательствам в сферу частной и личной жизни.

Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции. Обобщив опыт шведов с учетом некоторых специфических сторон русской действительности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов, так называемый Генеральный регламент 1719-1724 гг., содержавший самые общие принципы работы аппарата.

Таким образом, новая система центральных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Он же ведал коллегиями и губерниями, назначением и утверждением чиновников.

При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. Петр I пытался даже в гражданскую сферу внедрить военные принципы. Это проявлялось в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.

В 1716 г. основной военный закон - Воинский устав - по прямому указу Петра был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.

Выпестованная Петром I регулярная армия во всем разнообразии ее институтов и однообразии принципов заняла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Многие считают, что не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии. Не случайно XVIII в. стал "веком дворцовых переворотов" во многом из-за гипертрофированного значения военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Петровская государственная реформа, а также преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб.

И еще одно мероприятие, связанное с использованием в общегражданских делах военных, было осуществлено Петром I. В ходе проведения подушной переписи был установлен новый порядок содержания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с "подушного числа" которых взималась подать на нужды этого полка. Изданные в 1724 г. законы о поселении полков должны были регулировать взаимоотношения населения с войсками. Военное командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но и исполняло функции "земской полиции": пресекало побеги крестьян, подавляло сопротивление, а также осуществляло, согласно введенной тогда же системе паспортов, общий политический надзор за перемещением населения.

В эпоху Петра произошел распад некогда единого сословия "служилых людей". Верхушка служилого сословия - служилые "по отечеству", т. е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" - так называемыми "однодворцами". Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхушки служилого сословия состояла во введении нового критерия оценки их службы. Вместо принципа, в соответствии с которым знатные служилые занимали сразу высокое положение в обществе, армии и на службе в результате своего происхождения, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.

Новый принцип, отраженный в Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью данного преобразования. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие "дворянин" с обязательной постоянной службой, требующей знаний и практических навыков. Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат - запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике.

Существенной была реформа и в отношении жителей городов, Петр решил унифицировать социальную структуру города, введя в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. Посадское население было поделено на две гильдии: первую гильдию составили "первостатейные", куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

Петр оставил неизменной прежнюю систему распределения налогов по "животам", когда наиболее состоятельные горожане вынуждены были платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан. Этим самым закреплялись средневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений в городах.

Столь же формальной стала и система управления городами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других городов. Но эти магистраты, основными правами которых были лишь судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за порядком в городе, ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами западноевропейских городов - действенными органами самоуправления. В результате городской реформы был создан бюрократический механизм управления, а представители посада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления городами, и их должности были даже включены в Табель о рангах.

Социальные преобразования, проведенные Петром I, коснулись и крепостных крестьян: произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Холопство - институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния.

Крепостничество утвердилось в России задолго до рождения Петра. Оно пропитало все основы жизни страны, сознание людей. В отличие от Западной Европы крепостное право в России, играло особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур крепостничества подорвало бы основу самодержавной власти. Петр I все это хорошо понимал, а потому всеми доступными ему средствами укреплял этот строй. К началу 20-х гг. было проведено важное социальное мероприятие: усилена борьба с побегами крестьян, которых возвращали прежним владельцам.

Для законодательства, введенного Петром I, были характерны более четкая регуляция прав и обязанностей каждого сословия и соответственно этому более жесткая система запретов. Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте проживания, где его записали для выплаты подушной подати.

Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера. Наиболее серьезной из них следует признать размещение в 1724- 1725 гг. армейских полков на постоянные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и связанные с этим полицейские функции армейских командиров.

Другой полицейской акцией, осуществленной при Петре, было введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.

Существенные преобразования коснулись и церкви. Петр I осуществил реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра. I ликвидировать немыслимую при тогдашнем самодержавии "княжескую" систему церковной власти. Объявив Себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах священнику, тот же, согласно закону, обязан был доносить обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди, властям.

Таким образом, осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторической судьбы России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат действовал с 1711 г. по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали бы столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.

Абсолютная монархия в Англии

В 70-х-80-х гг. правительство и парламент в целом действовали единодушно как в области внутренней, так и в области внешней политики, если не считать конфликта со сторонниками пуритан в палате общин в 1571 г....

Внешняя политика России при Петре Первом

России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией...

Государственные учреждения Российской империи с 1725 по 1755 годы

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности...

Дворянское сословие в Российской империи

Правление Петра - 1682-1725 гг. - можно обозначить как период превращения дворянства в полноценное сословие, происходящий одновременно с его закрепощением и увеличением зависимости от государства...

Дипломатические и военные контакты Волжской Булгарии

В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла...

Европа в XVIII веке

В России в XVIII в. наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны...

История отечественного флота и андреевского флага

Безуспешной оказалась и попытка построить флот в период Русско-шведской войны в 1656-1661 гг. На Западной Двине под руководством воеводы А.Л. Ордин-Нащекина было начато строительство гребных и парусных судов, предназначенных для военных действий...

История России от Средневековья до наших дней

Между Сталиным Иосифом Виссарионовичем и Петром I больше сходств, чем различий. Петр I - выдающийся политический и военный деятель России. Развил промышленность, создал армию нового типа, в т.ч. новый род войск, строил города, рыл каналы...

Кризис римской идеологии в эпоху домината

Как и любая другая политическая система, доминат нуждался в соответствующем идеологическом оформлении. Суть новой монархии Диоклетиан стремился отразить в религии. И характер исторического развития Римской империи...

Петр І и его жизнь

После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: "как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров...

Первая стадия изготовления книги - выделка пергамента. В скрипторий обычно попадал пергамент невысокого качества - недостаточно гладкий, с жировыми пятнами. Выделку его поручали монаху не из числа грамотных...

Рукописная книга европейского средневековья

В 13- 15 веках появился новый тип письма - книжный курсив- преобразованный минускул, в котором возрастает число лигатур и сокращений. Византийская скоропись, вызванная все растущей потребностью в книге...

Сенат Российской империи

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи...

Социально-экономические преобразования Петра I

Создание такого феномена -- Петербурга, как и другие деяния Петра, всей своей тяжестью ложилась на плечи народных масс. Народ платил всё возраставшие налоги, простой люд тысячами погибал на строительстве Петербурга, при рытье каналов...

Становление идеологии нацизма

Нацизм начинает формироваться в качестве политической идеологии уже после Первой Мировой войны. Вполне закономерно...

Многие черты абсолютизма были присущи власти в России еще в период правления Ивана Грозного, но при нем его власть ограничивала боярская дума и духовная власть.

Петр I в начале 18 в. стремился к абсолютизму.

Он распустил боярскую думу и вместо нее создал сенат, который потом назвали правительственный сенат. Он выполнял законосовещательные функции. Сенат комплектуется по указанию Петра I и из лиц приближенных к нему. Позже сенат начинает выполнять судебные функции. В сенате появляются опер прокуроры, которые докладывали Петру, что, творится в сенате.

После того как помер патриарх, Петр не стал избирать нового. Вместо патриаршества он создал священный синод. Синод был на положении простого департамента в правительстве Петра.

Петр осуществил военную реформу:

Создал сухопутную армию, на основе рекрутских наборов;

Создал военно-морской флот;

Создал систему военного управления. В нее входили: военная коллегия, адмиралтейская коллегия, штаб управления, четкая структура войск (полк, бригада, дивизия).

Создал военную науку. Был принят военный устав 1716 г., который почти весь сам и написал. Также был создан морской устав.

Создал офицерский корпус в армии.

Петр I ввел обязательную службу для дворян.

Создал гвардию.

Петр I считал военную организацию лучшей, образцовой для жизни всего общества. Поэтому всю систему государственного управления перевел на военный лад. Всем чиновникам ввел чины и ранги («табель о рангах»), ввел единую форму одежды только без погон, ввел во все учреждения управления уставы и регламенты. Все учреждения насытил военными. Всю территорию государства разделил на Губернии – Провинции – Уезды. Во главе каждой Губернии поставил Генерала – Губернатора. Ликвидировал систему приказов. Вместо них создал 11 коллегий. 2 из 11 – военные (силовая и адмиралтейская), во главе коллегии был президент (генерал)- все это позволило Петру произвести экономические реформы, в первую очередь по отношению к армии. Одновременно зарождаются элементы капитализма. Все это позволит провести «культурную» революцию («прорубить окно в Европу»). Сбрил бороду, ввел парики, перенес новый год, елку, кофе, табак.

1721 г. – Петр I принял указ «О престолонаследии». В этом указе он написал, что наследника после себя он будет сам определять, кого захочет

Таким образом, в России установился полный абсолютизм. В России сложилось военно-полицейское государство.

17. Дворцовые перевороты и расширение привилегий дворянства.

Декабрь 1724 года – сильнейшее наводнение в Санкт-Петербурге.

Январь 1725 года – Петр I умирает от воспаления легких, не оставив ни наследника, ни приемника. С этого времени начинается период «Дворцовых переворотов» (термин Ключесвкого) За это время на престоле побывало 6 монархов и было осуществлено 3 государственных переворота.

Вторым человеком при Петре был Меньшиков. При его поддержке на престол была возведена Еатерина I – жена Петра. За все время совместной жизни Екатерина нарожала 11 детей, из которых выжило только 2 девочки – Анна и Елизавета. Екатерина и Петр были обвенчаны и Екатерина официально стала императрицей.

На протяжении 1725-1762 г.г. все дворцовые перевороты «руководились» дворянской гвардейской казармой.

В 1727 году Екатерина умирает. По ее завещанию на престол был возведен внук Петра I – Петр II в возрасте 12 лет. Меньшиков был арестован и сослан в Сибирь.

При нем существовал Верховный тайный совет. В 1730 году Петр II умирает от простуды, Верховный тайный совет решает пригласить из Курляндии Анну Иоанновну (Дочь Ивана V).

Анна Иоанновна была поддержана Гвардией и в 1730 году взошла на престол и была названа Великой императрицей. Она устранила Верховный тайный совет, создала в 1731 году кабинет Министров. В это время появляется Бирон – любовник анны. Он косвенно начал управлять российским государством - ужасное время для России. Анна Иоанновна назначила себе приемника – сына своей племянницы Анны Леопольдовны – Ивана Антоновича в возрасте 1,5 лет на момент назначения. Регентом был назначен Бирон.

В 1740 году Анна Иоанновна умирает. Бирон был «снят» с должности регента и власть была передана Анне Леопольдовне, она стала регентом Ивана Антоновича.

В 1741 году опираясь на гвардию, на престол вступила Елизавета Петровна. Анна и Иван Антонович были отправлены в крепость, а потом убиты.

Елизавета Петровна – «светлое пятно» в правлении. Она восстановила сенат, как высший орган государства; ликвидировала кабинет министров; восстановила личную императорскую канцелярию, таким образом повысила роль монарха в системе абсолютизма. Елизавета Петровна проявляла особую заботу о науке (25 января 1755 г. был подписан указ о создании МГУ). Она принимала меры по развитию мануфактур.

Елизавета умирает в 1761 году. По завещанию на престол был возведен племянник, внук Петра I – Петр III. Петр III женился на будущей императрице Екатерине II.

В 1762 году Петр III был смещен в результате дворцового переворота, был задушен в Михайловском дворце, власть узурпировала Екатерина II. Таким образом период дворцовых переворотов был завершен.

1. наблюдается тенденция к укреплению абсолютизма. Большую роль играет личность монарха;

2. продолжается жесткая централизация всей жизни общества;

3. централизация и бюрократизация системы государственного управления;

4. государство стало юридически полицейским (появилась профессионально обученная полиция).

С первых дней своего царствования Петр стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия - это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношении. Основная ее черта заключается в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм - форма правления, при которой власть принадлежит монарху.

Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.

В 1711 г. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений. Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.

В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.

В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.

Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских дел -сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

При Петре I сложился многочисленный дворянско-бюрократический аппарат. Консолидации возникшего чиновничьего дворянства способствовала «Табель о рангах».

С 1721 г. Петр I стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.


XVII век в истории России принято считать последним веком Московского царства, веком перехода к Российской империи. Именно во второй половине XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в.

Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725). Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации. Осуществленные Петром I реформы сыграли большую роль в истории России, способствовали становлению абсолютизма в России.

Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии.

Была проведена областная реформа, с помощью которой Петр надеялся обеспечить армию всем необходимым. Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система "приказ - уезд" была удвоена: "приказ (или канцелярия) - губерния - провинция - уезд". Подобная схема была заложена и в идее организации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй половине XVII в., не нуждалось в институтах представительства и самоуправления. В начале XVIII в. фактически прекращается деятельность Боярской думы, управление центральным и местным аппаратом переходит к так называемой "консилии министров" - временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления - все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.

Огромное значение придавал Петр I принятому законодательству. Он считал, что "правительственный" закон, вовремя изданный и последовательно проведенный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство Петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательствам в сферу частной и личной жизни.

Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции. Обобщив опыт шведов с учетом некоторых специфических сторон русской действительности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов, так называемый Генеральный регламент 1719-1724 гг., содержавший самые общие принципы работы аппарата.

Таким образом, новая система центральных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Он же ведал коллегиями и губерниями, назначением и утверждением чиновников.

При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. Петр I пытался даже в гражданскую сферу внедрить военные принципы. Это проявлялось в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.

В 1716 г. основной военный закон - Воинский устав - по прямому указу Петра был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.

Выпестованная Петром I регулярная армия во всем разнообразии ее институтов и однообразии принципов заняла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Многие считают, что не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии. Не случайно XVIII в. стал "веком дворцовых переворотов" во многом из-за гипертрофированного значения военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Петровская государственная реформа, а также преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб.

И еще одно мероприятие, связанное с использованием в общегражданских делах военных, было осуществлено Петром I. В ходе проведения подушной переписи был установлен новый порядок содержания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с "подушного числа" которых взималась подать на нужды этого полка. Изданные в 1724 г. законы о поселении полков должны были регулировать взаимоотношения населения с войсками. Военное командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но и исполняло функции "земской полиции": пресекало побеги крестьян, подавляло сопротивление, а также осуществляло, согласно введенной тогда же системе паспортов, общий политический надзор за перемещением населения.

В эпоху Петра произошел распад некогда единого сословия "служилых людей". Верхушка служилого сословия - служилые "по отечеству", т. е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" - так называемыми "однодворцами". Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхушки служилого сословия состояла во введении нового критерия оценки их службы. Вместо принципа, в соответствии с которым знатные служилые занимали сразу высокое положение в обществе, армии и на службе в результате своего происхождения, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.

Новый принцип, отраженный в Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью данного преобразования. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие "дворянин" с обязательной постоянной службой, требующей знаний и практических навыков. Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат - запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике.

Существенной была реформа и в отношении жителей городов, Петр решил унифицировать социальную структуру города, введя в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. Посадское население было поделено на две гильдии: первую гильдию составили "первостатейные", куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

Петр оставил неизменной прежнюю систему распределения налогов по "животам", когда наиболее состоятельные горожане вынуждены были платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан. Этим самым закреплялись средневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений в городах.

Столь же формальной стала и система управления городами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других городов. Но эти магистраты, основными правами которых были лишь судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за порядком в городе, ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами западноевропейских городов - действенными органами самоуправления. В результате городской реформы был создан бюрократический механизм управления, а представители посада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления городами, и их должности были даже включены в Табель о рангах.

Социальные преобразования, проведенные Петром I, коснулись и крепостных крестьян: произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Холопство - институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния.

Крепостничество утвердилось в России задолго до рождения Петра. Оно пропитало все основы жизни страны, сознание людей. В отличие от Западной Европы крепостное право в России, играло особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур крепостничества подорвало бы основу самодержавной власти. Петр I все это хорошо понимал, а потому всеми доступными ему средствами укреплял этот строй. К началу 20-х гг. было проведено важное социальное мероприятие: усилена борьба с побегами крестьян, которых возвращали прежним владельцам.

Для законодательства, введенного Петром I, были характерны более четкая регуляция прав и обязанностей каждого сословия и соответственно этому более жесткая система запретов. Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте проживания, где его записали для выплаты подушной подати.

Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера. Наиболее серьезной из них следует признать размещение в 1724- 1725 гг. армейских полков на постоянные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и связанные с этим полицейские функции армейских командиров.

Другой полицейской акцией, осуществленной при Петре, было введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.

Существенные преобразования коснулись и церкви. Петр I осуществил реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра. I ликвидировать немыслимую при тогдашнем самодержавии "княжескую" систему церковной власти. Объявив Себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах священнику, тот же, согласно закону, обязан был доносить обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди, властям.

Таким образом, осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторической судьбы России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат действовал с 1711 г. по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Столь же долгая судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали бы столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: