Методические приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

Подготовила:

Хохлова Светлана Александровна,

Учитель начальных классов

2013 год

Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь. Л.Г. Петерсон

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики - активизация познавательной деятельности учащихся.

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках?

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.

В своей практике я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

Отстаивают своё мнение;

Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

Задают вопросы друг другу и учителю;

Анализируют ответы друг друга;

Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

Находят несколько вариантов решения проблемы;

Нахождение "ошибкоопасных мест”.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие. Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

Если ученик выполняет посильные для него задания, то он работает на уроке с интересом. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Задача педагога состоит в необходимости помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи.
Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости способствует создание нестандартных ситуаций. Очень часто применяю в практике работы урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке организоваваю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Учащиеся начальной школы – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Первостепенное значение для них имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

Различные приёмы активизации познавательной деятельности я использую в своей работе. Такими методами являются:

Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).

Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Использую методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Ученики очень любят различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

В своей работе наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет: - сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

Индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

Самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

Осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Активизация деятельности учащихся на уроке- одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.
Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

Используемая литература:

1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982.

2. Начальная школа. Журнал. №4,1997.

3. Начальная школа. Журнал. №8, 1999.

4. Начальная школа. Журнал. №4, 2000.

5. Начальная школа. Журнал. №6,2001

6. Начальная школа. Журнал. №3, 2002.


Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Селина А.И., учитель математики

В своей работе я придерживаюсь определённой системы, о которой и хочу рассказать в данной работе. Сразу замечу, что не всё, предоставленное вашему вниманию, является моим "изобретением", многое является результатом перенятого опыта у коллег по совместной работе, а также из источников полезной информации

В начале своей педагогической деятельности я увлеченно применяла игровые моменты на уроке. Некоторое время тема “Игровые моменты на уроках математики” была моей темой самообразования, но, постепенно изучая методическую литературу, посещая уроки других учителей, я пришла к выводу, что заинтересовать детей можно и другими средствами. Их существует не мало. В конечном итоге я пришла к выводу, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”, - говорил французский писатель Анатоль Франс.

У каждого учителя свое мнение о современном уроке. Я придерживаюсь такой формулировки:

1.Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап урока вливался в другой, а ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.

2.Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока,

3.Полезно придерживаться принципа “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Все что говорит учитель желательно воплощать в наглядность, но не просто в иллюстративную, а такую, которая поможет в ходе рассуждений, найти связи между понятиями.

4.На уроке должно быть интересно. Учитель должен заразить своей эмоциональностью, передать свой положительный заряд, который поможет вдохновить ум ребят для деятельности.

5.Задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета (т. е. развивать быстроту реакции, виды памяти, воображение и т. д.).

6.По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику по несколько раз (осуществлять постоянную “обратную связь”, которая позволяет корректировать непонятое или неправильно понятое).

7.Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) вводить забытое понятие поурочного балла.

Если мы проанализируем структуры основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. Цели этого этапа: раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание учащихся, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить. Каким же образом можно заинтересовать учащихся?

Можно использовать следующий материал:

1.Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.

2.Решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей.

3.Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п.

4.Решение задач, требующих расширение знаний по теме.

5.Математические фокусы, задачи занимательного характера.

6. Формируя мотивацию обучения, я использую различные приёмы.

7. Например «урок без темы». В начале урока тема не объявляется. После того как ребята получили стимул, тема изучается, формируются первые навыки. После этого нужно обязательно вернуться к заданию, с которого начиналось изучение темы, и дать возможность ребятам решить задание повторно.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты в 5-6классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Вопрос активизации познавательной деятельности делится на два: о формах и о методах. Формы обучения делятся на три класса: индивидуальные, фронтальные и коллективные. Самыми эффективными для активизации познавательной деятельности являются коллективные формы. Они характеризуются тем, что дети работают внутри небольших групп, взаимодействуя друг с другом. Такое обучение приводит к гораздо более полному развитию возможностей каждого ребенка, увеличивает его самостоятельность в добывании и отработке новых знаний и общеучебных умений и навыков.

Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Активизируя познавательную деятельность обучающихся, в своей работе использую проблемное обучение, преподавая предмет в атмосфере дружелюбия, увлеченности; главным для меня в процессе обучения является постановка перед учащимися на уроках маленьких проблем типа “что бы это значило?” – и старание совместно с ними ответить на вопрос, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей учащихся.

Проблемное обучение стараюсь сочетать с элементами методики сотрудничества. Проблема сотрудничества привлекает тем, что:

а) подход к ребенку гуманно-личностный;

б) преобладающий метод – проблемно-поисковый, творческий, диалогический, игровой;

в) организационные формы: индивидуальная + групповая, дифференцированная.

В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановимся на некоторых из них.

I. Объяснение нового материала. На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности учащихся являются дидактические игры, разработанные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Она не только позволяет проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированы, мыслят самостоятельно, развивают внимание, стремятся к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести приятелей по игре.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.

Чтобы выявить насколько хорошо усвоена та или иная тема по математике, применяются различные формы контроля знаний. Одна из них – тесты. С их помощью можно получить информацию об усвоении элементов знаний, о сформированности умения и навыков, учащихся по применению знаний в различных ситуациях и т. д. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Отмечу ещё одну особенность тестов – тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля.

Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика.

Программный курс по математике усложняется, очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя.

Я предложила те средства активизации познавательной деятельности учащихся, которые я с успехом применяю на своих уроках.

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

    опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;

    включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;

    использовать дидактические игры и дискуссии;

    использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;

    стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

Методы активизации познавательной деятельности учащихся

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Все методы активного обучения делятся на:

- неимитационные , реализуемые на традиционных видах занятий,

- имитационные , игровые, применение которых, как правило, связано с использованием в учебном процесс новых видов занятий.

Неимитационные методы активного обучения

Основное отличие этих методов от других методов активного обучения - отсутствие представленной в той или иной форме имитационной модели изучаемого объекта, процесса или деятельности.

При этом активизация обучения, признаки которой были отмечены, достигается лишь в результате использования постоянно действующих прямых или обратных связей между обучающей системой.

На лекции активное обучение достигается в том случае, если на всем ее протяжении каким-либо способом обеспечивается самостоятельная интенсивная работа каждого студента. Один из эффективных способов - контрольная проверка знаний всех студентов в конце лекции.

На лабораторных или практических занятиях активность достигается возможно большей индивидуализацией обучения, самостоятельным выполнением заданий под постоянным контролем со стороны преподавателя, который сразу же на основе информации обратной связи направляет студента на решение новых задач либо пополнение недостающих знаний.

Семинар относится к активному обучению, если гарантируется привлечение всех студентов в качестве докладчиков или выступающих.

Достаточно длительная активная деятельность студента достигается в период его производственной практики , если он назначается на конкретную должность. Практикант вынужден регулярно и самостоятельно принимать управленческие и производственные решения, т.е. активно обучаться.

Важные формы активного обучения - олимпиады и научно-технические конференции , в процессе подготовки к которым студенты осуществляют активный самостоятельный поиск фактов, имеющих отношение к тематике.

К активному обучению относится и широко практикуемая научно-исследовательская работа студентов (НИРС).

Таким образом, практически на всех традиционно используемых в вузах видах занятий можно применить методы активного обучения.

В разных случаях они могут принимать различную форму, но все они неизменно побуждают учащихся к длительной активной деятельности и обеспечивают надежную обратную связь между обучаемой системой и обучаемыми.

Имитационные методы активного обучения.

Опыт внедрения методов активного обучения в такие традиционные формы занятий, как лекции, лабораторные и практические работы, курсовые и дипломные проекты, свидетельствуют о высокой эффективности этих методов, их влиянии на повышение качества подготовки специалистов.

Но традиционными формами обучения, кроме, пожалуй, производственной практики, почти не затрагивается третий уровень подготовки специалиста - приобретение им еще в стенах института навыков предстоящей профессиональной деятельности.

Трудность получения этих навыков связана с тем, что такая деятельность, как правило, носит коллективный характер, т.е. большинство реальных решений принимается в процессе взаимодействия с коллегами по работе.

В жизни на каждом шагу проявляется вероятностный характер производства, происходят срывы из-за непредвиденных обстоятельств, таких как задержки поставок материально-технических ресурсов.

Необходимо умение не только быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, но и эффективно достигать поставленных целей. Без такого умения затягивается адаптация молодого специалиста на производстве, а принимаемые им решения зачастую далеки от оптимальных.

Вот эти навыки предстоящей деятельности должны частично приобретаться студентами в учебном заведении на имитационных игровых занятиях.

Основная отличительная черта таких занятий - это имитация предстоящей трудовой деятельности: производственно-хозяйственной, проектно-конструкторской, преподавательской.

Такая имитация может носить индивидуальный характер, когда условно не учитывается взаимодействие с коллегами, и коллективный характер, требующий назначения участников на определенные роли, сходные с реальными.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы учащихся . С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

Обзор материала

Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к

овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению –

гораздо более достойная задача,

чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Вопросы учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся . Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических знаний от умения применить их на практике.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Активизация познавательной деятельности учащихся

В современном образовательном процессе на первый план выступает не просто овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, объём которых постоянно растёт, а сама личность ученика как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребностей, мотивов, интересов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности каждой личности. При этом вовлечённость в познавательную деятельность, активность, инициативность в ней, удовлетворённость собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека.

Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (обучения, освоения, содержания) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность , которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные учащиеся, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

Отстаивать свое мнение;

Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

Ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

Рецензировать ответы товарищей;

Оценивать ответы и письменные работы товарищей;

Заниматься обучением отстающих;

Объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

Самостоятельно выбирать посильное задание;

Находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

Создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

Решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно выделить:

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими однокурсниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, мастер может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный, это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать мастера не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на обучающегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Широкое использование в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование. Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса. Персональный компьютер является уникальным средством обучения благодаря своим функциональным возможностям. Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе является необходимым условием модернизации образования.

Необходимо отметить, что этап активизации познавательной деятельности обучающихся в данном случае увеличивается . Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Проблемное обучение

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством мастера самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.

П роблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

1. Проблемное изложение . Преподаватель ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.

2. Частично–поисковая деятельность . Работа учащихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.

3. Исследовательская деятельность . Самостоятельный поиск учеником решения проблемы.

Сущность проблемного обучения заключается в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При подготовке к уроку необходимо моделировать разные варианты отдельных моментов урока, направленных на оформление мысленной деятельности учащихся. В исследовании и формировании мышления особенно велико значение моделей-эталонов, пользуясь которыми мастер может прогнозировать различные ситуации, например, такие, как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами мысленной деятельности. Они помогают при планировании целей и задач урока. Мастер, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие возможности представляет учебный материал для развития мышления учащихся и как на этом уроке они могут быть реализованы. Например, сталкивая и сравнивая противоречивые мнения, мастер создает проблемную ситуацию. Возникает положительный мотивационный фон, это заставляет учащихся сравнивать, доказывать, отстаивать свою позицию.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую . Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Методические приемы создания проблемных ситуаций :

- подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предложить учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, руководителя, секретаря, юриста);

- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения);

- определить проблемные теоретические и практические задания;

- ставить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- мастерство и личностный подход мастера производственного обучения, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов мастера, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении закреплении, контроле. Создавая проблемную ситуацию мастер направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Деловая игра

Главная цель производственного обучения – практическое обучение учащихся профессиональному производительному труду, т.е. целесообразной деятельности человека по созданию материальных ценностей. Качественная профессиональная подготовка молодых специалистов в современных рыночных условиях является одним из важнейших факторов, обеспечивающих ускорение экономического развития страны.

Располагать знаниями – это еще не значит уметь их использовать. Разрыв между теорией и практикой возникает в силу того, что учебный процесс в основном ориентирован на накоплении информации. В связи с этим и необходимы активные методы обучения, которые бы давали возможность научить практической работе еще до того, как наступит реальная ситуация, научить такому опыту, который нельзя передать словами и который приобретается в процессе действия, участия, принятия решений, дискуссий.

Чтобы привлечь учащихся к работе, заинтересовать их, необходимо активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся. В решении задач по формированию личности, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, нестандартные формы и методы проведения урока. Нестандартный, или инновационный, урок – это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.

По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж;

- уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, телемост, диалог, «живая газета»;

- уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет.

В процессе подготовки специалистов, в том числе секретарей, эффективность обучения значительно повышается при использовании деловых игр. Игры позволяют внести разнообразие, влияют на развитие творческого потенциала обучающегося.

Существуют следующие виды игр:

а) Организационно – деятельностные.

Предусматривают коллективную мыслительную деятельность на основе развёртывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения, учащиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.

б) Ролевые игры.

Характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками её решения, т.е. это создание ситуации при которой участники берут на себя определённую роль.

в) Деловые игры.

Представляют собой имитационное моделирование реальной деятельности, например, профессиональной, политической, социальной, технической и т.д.

г) Познавательно – дидактические игры.

В них создают ситуации, включающие учащегося в необычную игровую ситуацию, в «проживание» ситуации.

Так что же такое игра? Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Деловые игры в производственном обучении (игры учебно-производственного характера) – метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих и конкретных практических задач, максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения производственно-технических, социально-экономических, управленческих проблем.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Использование игровых форм обучения позволяет существенно пересмотреть процедуру контроля знаний. Игровые ситуации вырабатывают у учащихся способность к критической оценке другого, действующего производства, умения находить решения по его совершенствованию и являются стимулом активизации самостоятельной работы учащихся по приобретению профессиональных знаний, умений, навыков. И в этой связи следует не забывать о том, что очень важно мастеру производственного обучения в процессе игры помогать общению между учащимися.

Мастер производственного обучения является организатором игровых ситуаций, и тут должны проявляться его организаторское мастерство и способность уметь направлять игру в нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Игровой темп также зависит от мастера. Он должен уметь четко и понятно изложить условия игры, организовать быструю раздачу игрового оснащения.

Для меня наиболее интересно проводить различные конкурсы между учащимися, разделенными на команды. Работая в команде, каждый учащийся чувствует ответственность за выполнение своей работы, т.к. при подсчете баллов учитывается результат каждого члена команды. Учащиеся стараются выразить себя, показать свою манеру мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Уроки-соревнования помогают развивать внимание, память, речь, мышление; позволяют сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развивают творческие способности, умение находить оптимальные решения; развивать мотивацию учебной деятельности. При проведении соревнований у учащихся происходит формирование определенных подходов к выполнению заданий; воспитывается самостоятельность, воля к победе; происходит воспитание сотрудничества, общительности, коммуникабельности, умение работать в команде, уважение к сопернику.

Известно, что любому соревнованию присущи элементы состязательности, поэтому необходимо уметь правильно развивать и поддерживать дух соревнований. Это во многом определяет результат игры, которая должна быть направлена на коллективное, а не на индивидуальное соревнование.

Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся

Применение новейших средств информационно-коммуникационных технологий в образовании приобретают в настоящее время всё большую актуальность. Данные технологии обладают большим спектром возможностей, позволяющих стимулировать познавательный интерес учащихся, а, значит, повысить эффективность процесса обучения.

Таким образом, практический опыт по реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения является востребованным и перспективным.

ИКТ определяются как «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей».

Современные информационные средства играют роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей и служат обучаемым каналами презентаций собственных суждений, реализации продуктов своей созидательной деятельности.

Работая в дидактической информационной среде, ученик заинтересован не только в конечных результатах деятельности, но и в самой деятельности. Высшая форма развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных средств обучения - это интерес к продуктивной деятельности, самостоятельному творчеству. Такой интерес формируется целенаправленно в совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Выделяются следующие возможности ИКТ, способствующие развитию познавательного интереса учащихся:

Психофизиологически ориентированное обучение, при котором ИКТ обеспечивают множественные каналы подачи информации и создают условия, способствующие её восприятию и запоминанию;

- наглядное представление различного рода процессов, явлений, событий, зависимостей, теоретических понятий;

Моделирование с помощью ИКТ позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения, воздействуя на все органы чувств человека и формируя красочный, объёмный образ изучаемого объекта, ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению материала;

Возможность повысить степень учёта эргономических требований к учебным материалам: можно выбрать размер, тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты, видео;

Интерактивность;

Личностно-ориентированное обучение: учащийся может пересоздавать любой текст из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определённую логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мыслей;

Ориентация на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности;

Оптимальный темп обучения, контроль и корректировка хода усвоения учащимися учебного материала. Результат работы виден непосредственно на уроке, ученик получает возможность реализовать собственные методы и приёмы работы;

Воспитательные возможности: приучают к аккуратности, вниманию, чёткости, развивают умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения;

Ориентация на познавательные мотивы обучаемых (в отличие от традиционной мотивации достижения);

Позволяет концентрировать внимание на усвоении наиболее сложных тем и понятий.

Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда в нем есть действительная необходимость.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа" означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

- образовательный аспект : восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;

- развивающий аспект : развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;

- воспитательный аспект : воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Работа в компьютерной сети, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, развитию процессов воображения, интенсивному изучению иностранных языков, преодолению коммуникативного дефицита, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и ряду других позитивных эффектов.

Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

Быстрое получение результатов;

Объективность в оценке знаний; - развивать творческий подход к окружающему миру,

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии , применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся , что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Заключение

На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение , которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности : вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес); выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Скачать материал

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках.

По моему мнению, верный путь повышения эффективности урока - это обеспечение единства его содержания и формы.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся. Начав свою педагогическую деятельность, я задумалась над вопросом: каким же образом активизировать учащихся на уроке математики?

Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Я думаю, что обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.

Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности можно выделить следующие компоненты:

готовность выполнять учебные задания;

стремление к самостоятельной деятельности;

сознательность при выполнении заданий;

систематичность обучения;

стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность.

В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.

Управление активностью учащихся многие педагоги традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.

Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

На уроках я стараюсь создать ситуации, в которых учащиеся сами:

задают вопросы друг другу и учителю;

самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

отстаивают своё мнение;

выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);

принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

анализируют ответы друг друга;

оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

находят несколько вариантов решения проблемы.

В своей работе я использую различные методы активизации познавательной деятельности, например:

1. Метод проблемного обучения . На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения . Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

3. Метод эвристического обучения , основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаю от учащихся ответ).

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти методы действуют в органическом единстве и остаются актуальными и в наше время.

О некоторых средствах и методах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать.

Например, я использую занимательные элементы на уроке.

Занимательный математический материал рассматривается мною и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное - вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал. Занимательные элементы на уроке могут напрямую связаны с изучаемой темой, а могут быть совсем не связанными.

На своих уроках отличаю элементы, занимательные по форме, от элементов, занимательных по содержанию. Все, рассмотренные моменты, задачи - элементы занимательности по содержанию. А можно взять самое банальное задание из школьного учебника и подать его как игру.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или самая элементарная головоломка. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный педагогами, методистами. Классифицировать его, по моему мнению, можно по разным признакам: по содержанию, характеру и значению, характеру мыслительных операции, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В своей работе большое внимание уделяю игре. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.

Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

В процессе проведения игры я стараюсь реализовать следующие цели:

1.Образовательная - закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности интереса в урочную и неурочную работу для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры;

2. Развивающая - умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы; развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная - формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.

В своей работе я использую следующие виды игр:

  • настольные;
  • игры- состязания;
  • интеллектуальные.

Чаще всего в форме игры я провожу повторительно-обобщающие уроки: это соревнования, игра-путешествие; игровые моменты стараюсь включить в каждый урок, особенно в 5-6 классах. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам товарищей. Нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, это возможность каждому проявить себя в новом качестве, это возможность каждому развить свои творческие способности. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности в работе на уроке.

Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я считаю, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.

Применяю на уроке игру «Математик-бизнесмен»

Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Учатся компромиссному общению друг с другом.

В нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся. Я считаю, что без современных компьютерных технологий в обучении математики не обойтись. На современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку математику более доступной. Использование на любом этапе учебной деятельности делает уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. С целью повышения эффективности современного урока математики я использую информационные возможности:

1. Программы - тренажеры, тесты, зачеты в приложении Office Excel.

В своей практике я применяю использование тренажеров, обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне.

2.Тренажеры устного счета.

Помогают быстро подобрать задания разного уровня сложности. Разнообразие и неповторимость, красочность и наглядность, ожидание быстрого результата - все это увлекает и заинтересовывает учащихся.

3. Мультимедийные презентации уроков в среде Microsoft Office Power Point, которые я широко использую в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Практически на любой урок можно создать 3-4 слайда для активизации деятельности учащихся. Внеклассная работа также может быть украшена презентациями.

4. Математические сайты сети Интернет предоставляют мне широкие возможности. Математические этюды, занимательные научно-популярные рассказы о современных задачах математики и мультфильмы, множество методических новинок, книги, видеолекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков помогают учащимся окунуться в удивительный и увлекательный мир математики.

Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, я пытаюсь добиться активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.

Большое влияние на умственное развитие учащихся оказывают задания на сравнение и систематизацию изученного материала.

Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Я в своей работе использую не только общепринятые формы систематизации (самостоятельная и систематизационная работы, устный опрос у доски и т. д.), но и постоянно изобретаю и внедряю свои средства систематизации. Эти приемы также способствуют повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Систематизация для учащихся должна быть обучающей.

В результате проведения нетрадиционных форм систематизации знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Например, изучив тему «Признаки параллельности прямых» и легко можно изучить «Свойства параллельных прямых», введя понятие обратной теоремы.

Еще одним из средств активизации познавательной деятельности школьников, которое я часто применяю на своих уроках, является широкое использование их жизненного опыта. Практическое применение знаний хорошо закрепляет и обобщает изученный материал. Большую роль в усвоении материала играют при этом . Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.

Хорошо прослеживается прикладное применение геометрии, в частности, в теме: «Измерительные работы на местности».

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Я считаю, что следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

И учебник, и урок должны быть увлекательными. Сейчас существует множество различных пособий и дополнительной литературы, в том числе и Интернет. Например, книги одного Перельмана Я. И. «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Веселые задачи» переиздавались более 126 раз и остаются актуальными и в наше время. Моя задача, как учителя, предоставить, из всего многообразия информации именно ту, которая заинтересовывает учащихся. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику я рассматриваю не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой - дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методов и приемов, которые выбирает каждый учитель, в том числе и я.

Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Игра «Кодирование ответов».

Тема «Действия с десятичными дробями»

0,14 + 0,006 (0,2) М

2 - 0,7 (1,3) О

100 · 0,012 (1,2) Л

0,42: 7 (0,06) О

3,18 - 1,08 (2,1) Д

5,4 · 0,1 (0,54) Ц

Находят табличку с полученным ответом, на обратной стороне написана буква. Составляют слово «Молодцы». (Можно писать не букву, а слово, и в результате получится пословица, поговорка или высказывание великих математиков).

Описание основных элементов педагогического опыта Урок-лекция.

При подготовке к лекции учитель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения. Изложение сопровождать вопросами, на которые я отвечаю сама или привлекаю учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи, поэтому я заранее продумываю содержание, форму записей на доске и в тетрадях. При изучении геометрического материала активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой части её выписать необходимые определения, теоремы, аксиомы планиметрии, которые активно будут использоваться на уроке. Это, прежде всего, планиметрические аналоги. Правая часть заполняется на уроке под моим руководством. Происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты. Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия. Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около 4-х заданий. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертое задание- это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с моего объяснения и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика- это поднятая рука или сигнальный флажок. В этом случае я немедленно даю консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Но если ученика не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои оценки. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником. Урок-практикум. Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:

  1. решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;
  2. установить соответствия практического материала изученной теории;
  3. выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);
  4. выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;
  5. отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;
  6. выделить задачи, допускающие несколько способов решения;
  7. спланировать циклы взаимосвязанных задач;
  8. составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.

Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках - практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: