О методе Шичко. Как работать с дневниками

Нормальное состояние человека – это трезвость. Организм по своей природе не приспособлен работать под началом у этилового спирта. А такое происходит у более чем 5 000 000 человек. Именно столько в нашей стране выявленных алкоголиков. И эта страшная цифры имеет тенденцию к увеличению. Борьба с алкозависимостью ведется уже долгие годы.

Разрабатываются все новые методики, программы, на рынок фармацевтики поступают инновационные лекарства. По мнению большинства специалистов, к наиболее эффективным способам борьбы с алкоголизмом относится метод Шичко: бросить пить алкоголь. О легендарном психофизиологе говорили буквально невероятные вещи – что он после 2-3 бесед с зависимым способен навсегда отвратить больного от пьянства.

Метод Шичко является одним из самых результативных при борьбе с зависимостями

Геннадий Андреевич Шичко – советский физиолог и психолог. Благодаря многолетним исследованиям в области физиологии, профессор пришел к следующим выводам:

  1. Абсолютно каждая личность обладает врожденной склонностью на различные вредные пристрастия.
  2. Если человек напишет нечто потаенное и важное перед отходом ко сну, сила его слова будет в сотни раз сильнее, нежели прочитанное либо услышанное где-либо.
  3. В процессе ночного отдыха все вредоносные программы, которые носит в себе личность, начинают саморазрушаться, благодаря самовнушению.

Особенность методики

Метод Геннадия Шичко базируется на постулатах невмешательства в психику пациента и неиспользование медикаментов.

Главные задачи

Легендарный психотерапевт устанавливал перед собой и пациентами две главные цели:

  1. Разрушение закостенелых установок мышления зависимых.
  2. Создание нового мировоззрения у пациентов, направленного на жизнь без алкоголизма, наполненную духовностью и здоровыми установками.

Но как пробудить сознание человека, пившего годами и полностью находящегося под властью алкоголя? Геннадий Шичко и его метод успешно справляется с такой, казалось бы, невыполнимой задачей. А помогает в этом оригинальный способ ведения бесед – нечто сродни шоковой терапии. Которая заставляет людей задуматься о том, к чему приводит пьянство и чем окончится их жизнь, идущая под гнетом алкоголя .

Преимущества методики

Но разрушить алкогольные приоритеты – это малая часть главной задачи. Чтобы человек безболезненно перешел из длительного состояния алкозависимости в трезвое существование, необходимы положительные установки. Именно этому и обучают на занятиях. В частности:

  • созданию специального личностного настроя на преодоление алкозависимости;
  • способам аутогенной тренировки (способности перестраивать мышление и концентрироваться на одной цели).

Как уже было сказано, слова-установки, произнесенные сразу после пробуждения или накануне ночного отдыха, обладают наибольшей степенью воздействия на подсознание человека. Именно в этом время и используется словесная установка, включающая формирование негативного отношения к спиртному.

Как происходит обучение

Занятия проводятся в группах на протяжении 7-10 суток. На каждый тренинг отводится по 2 часа ежедневно. Сами лекции выстроены в форме монолога врача. Логически каждое занятие можно подразделить на два уровня:

  1. Гневное изобличение алкоголизма. Этот разговор сопровождается ужасающими фактами статистики и пугающими фото- и видеоматериалами.
  2. Превознесение трезвого облика жизни. На фоне беседы также приводится масса примеров.

Основным мотивом и целью бесед является методичное и неотвратимое переформирование человеческого самосознания в сторону трезвости. Кстати, в процессе бесед участникам запрещается задавать друг другу вопросы. Главное условие – максимальная концентрация пациента на монологе медика и принятие всего, что он говорит за неоспоримую истину.

Техника, которую используют при лечении

По окончании курса обучения в последующие шесть месяцев пациенту необходимо постоянно и самостоятельно закреплять материал, регулярно занимаясь аутотренингами.

Важные аффирмации

Аффирмация – это короткая фраза, состоящая всего из пары-тройки слов. Она создана в легком для запоминания ключе. А при многократном проговаривании закрепляет необходимую установку личности. Именно подобные фразы использовал при работе с зависимыми Шичко Геннадий Андреевич, избавление от алкоголизма шаг за шагом по его методике неизменно приводило к успеху .

Необходимые слова-аффирмации разрабатывает психолог, учитывая индивидуальные нюансы каждого своего слушателя. Например, установки могут быть такими:

  • «меня совершенно не тянет к выпивке»;
  • «мне гораздо дороже пьянства моя семья и дети»;
  • «я решительно настроен побороть тягу выпивать»;
  • «у меня впереди только здоровая и трезвая жизнь».

Дневник, как неотъемлемая часть занятий

Метод Шичко является не только психологическим, но и педагогическим. Чтобы получить гарантированный результат, необходимо вести специальные записи. Ведение дневника по методу Шичко помогает закрепить установки и достичь поставленной цели. В записях следует вести описание собственных ощущений, детально, день за днем.

Такой журнал позволяет визуально видеть, как продвигается борьба с пьянством и получать собственные свидетельства успеха. Следует описывать мельчайшие нюансы настроения, как прошел день, каковы планы на следующие сутки. Подобные мемуары помогают понять, как меняется собственная личность на фоне борьбы с алкозависимостью.

«Лестница» Шичко

Кстати, замечено, что те слушатели, которые по каким-либо причинам не вели запланированный в методике дневник, вновь скатывались к пьянству и забрасывали лечение. Почему? Дело в том, что результативность методики Шичко зависит от следующих постулатов:

  1. Проведение групповых занятий психокоррекции.
  2. Только правдивая информация об имеющейся зависимости.
  3. Ведение индивидуального дневника. И не только ведение, но и регулярное прочитывание записей, и их анализ.

Дневник – это практически 90% успеха запланированного дела. Можно сказать, что именно от регулярного ведения журнала и зависит выздоровление алкозависимого. Именно в этом случае (при регулярном заполнении дневника) были получены наивысшие результаты.

Метод Геннадия Шичко является абсолютно универсальным. С помощью разработанной методики можно побороть не только алкозависимость, но и влечение к сигаретам и наркотикам.

Самостоятельная работа

Лечение алкозависимости по методике Шичко можно проводить и самостоятельными усилиями. Но, прежде чем приступать к этой сложнейшей борьбе, зависимому предстоит полностью осознать собственную проблему. Признать ее и вооружиться твердым желанием выздороветь .

Приступаем к лечению

Самостоятельное лечение с алкозависимостью по методике Шичко основано на выполнении поэтапных действий. Итак, это следующие шаги:

Фотографирование

Самый первый снимок, который зафиксирует начало пути к трезвой жизни, следует сделать накануне лечения. Следующее фотографирование необходимо провести через 10,30 и 100 суток с момента начала терапии. Все снимки следует регулярно впоследствии сравнивать и убеждаться в наглядности результатов.

Аутоанамнез

Это отдельный от дневника перечень, куда записывается и рассматривается буквально вся жизнь зависиомого, с момента начала проблемы, то есть формирования алкопристрастия. Такое описание обязано включать в себя ощущения, завязанные на принятии спиртного, описания денежных проблем, начавшихся из-за алкоголизма.

Высказывание Шичко об алкоголизма

Необходимо вспомнить и написать и обо всех чувствах родственников, близких. Уточнить собственные проблемы со здоровьем. Все описание, а его следует регулярно дополнять, необходимо постоянно перечитывать и анализировать, дописывая мельчайшие нюансы, которые всплывают из памяти.

Ведение дневника-журнала

Дневник необходимо завести в самом начале собственной терапии. На его страницах зависимый будет описывать все ощущения, чувства и события, происшедшие за день. Заполнять журнал нужно ежедневно, а впоследствии пометки, сделанные в разный временной промежуток, тщательно сравнивать и анализировать.

Аффирмации

При самостоятельном лечении по методике Шичко, слова-установки следует подобрать себе самолично. Все тексты должны базироваться на желании расстаться с алкозависимостью и желанием перейти на трезвую и здоровую жизнь. Аффирмации следует проговаривать по несколько раз каждое утро и перед отходом ко сну . При необходимости установки можно менять, дополнять и корректировать.

Закрепление полученных результатов

При проведении самостоятельного лечения в момент заключительного этапа терапии, необходимо изучить дополнительную литературу, где описываются различные способы расставания с пьянством. В идеале следует найти себе единомышленников, чтобы можно было собираться группами и обсуждать свое состояние, обмениваясь важными рекомендациями.

В этот период очень важно полностью пройти медицинское обследование. Ведь за долгие годы, проходящие под постоянным опьянением, существует риск заработать себе различные хронические заболевания. Следует подправить пошатнувшееся здоровья и привести себя в полный порядок.

Каждый человек, пытающийся расстаться с зависимостью, сталкивается с бунтом организма, привыкшего работать под началом этилового спирта. Его недостаток вызывает ряд негативных, а порой и очень болезненных проявлений, называемых «абстинентным синдромом». Если путем прочитывания аффирмаций не удается снять неприятные признаки абстиненции, можно использовать следующие рекомендации:

  1. Обратиться за помощью к высокопрофессиональному врачу-наркологу. Специалист даст ряд полезных рекомендаций, как безболезненно преодолеть абстинентный рубеж.
  2. В начале пути к здоровой жизни можно гасить желание выпить едой. Но не увлекайтесь особо калорийной пищей, лишние килограммы совершенно ни к чему. Лучше разработать для себя полноценный рацион, состоящий из полезной и витаминизированной пищи.
  3. Возьмите у себя строгую расписку, где зависимый дает зарок больше не пить. При необходимости этот документ перечитывается и даже заучивается.
  4. Штудируйте книги, просматривайте фильмы, в которых рассказывается о вреде спиртного. Желательно, что все материалы были дополнены фото- и видеосвидетельствами написанного.
  5. Найдите единомышленников. Это следует сделать, чтобы получить поддержку в моменты грусти, услышать полезные советы. Да и бывшие друзья-собутыльники не станут докучать, вам просто некогда станет продолжать с ними общение.
  6. Займите полностью свой день. Сейчас самое время заняться любимым хобби, освоить новый вид увлечения или просто вплотную заняться спортом.

Методика Геннадия Шичко уже помогла многим людям навсегда избавиться от алкозависимости и вернуть себе «чистоту» и здоровую жизнь. Гарантированность получения результата зависит целиком от желания самого зависимого. С этим страшным заболеванием, которое разрушает полностью всю жизнь человека, следует бороться всеми имеющимися методами .

Если даже вам не подошел данный способ лечения от алкозависимости, не опускайте руки, а идите за помощью к наркологу. Нельзя тормозить и сворачивать с намеченного пути. Ведь конечная цель – это и есть сама жизнь, со всеми ее счастливыми проявлениями, не запятнанными алкогольным угаром.

Вконтакте

Так уж устроен человек, что ему всегда хочется достигнуть максимальных результатов, приложив минимум усилий. Поэтому со временем появляются новые, более эффективные и менее трудоемкие методы, подходы и техники в разных областях человеческой деятельности.

Сказанное справедливо и в отношении альтернативных способов восстановления зрения. Разработанная Уильямом Бейтсом больше 100 лет назад методика тоже эволюционирует, повышая свою эффективность, благодаря многим энтузиастам естественного оздоровления человека.

Особенно удачной находкой последователей У.Бейтса стал симбиоз “классического” метода Бейтса и метода самопрограммирования Г.А.Шичко (часто даже используется термин “методика Бейтса-Шичко”).

У читателей, хотя бы отдаленно знающих о методе Шичко, возможно, эта информация вызовет недоумение: “Как можно объединить улучшение зрения по Бейтсу с методом Шичко, использующимся для избавления человека от вредных привычек (алкоголизм, курение, переедание)?”

Ничего странного в этом нет, если вспомнить, что улучшение зрения по методике д-ра Бейтса достигается вытеснением “плохих” зрительных привычек (излишнее напряжение глаз, редкое моргание и дыхание, малоподвижность глаз, ношение очков и т.п.) “хорошими” зрительными привычками (легкий расслабленный взгляд, достаточная частота морганий и дыхания, профилактика зрительного утомления и т.п.). Таким образом, “плохие” зрительные привычки можно поставить в один ряд с паталогической зависимостью человека от алкоголя или табака.

В чем состоит суть методики Шичко и как ее можно использовать для улучшения зрения?

Шичко Геннадий Андреевич

Геннадий Андреевич Шичко – известный советский ученый-психофизиолог — в результате своих научных изысканий пришёл к выводу, что эффективное избавление конкретного человека от пагубных привычек невозможно без осознанного понимания этим человеком своей зависимости и необходимости навсегда отказаться от пагубных привычек, которые уже превратились в опасную болезнь. Не внешнее принуждение, не кодировка, не гипноз, а осознанность зависимым человеком своей проблемы является важной сущностью метода Шичко.

Вследствие того, что лечение по методу Г.А.Шичко отвергает медикаментозную терапию и гипнотические техники, оно абсолютно безвредно и создаёт возможность полного излечения и принятия человеком для себя здорового образа жизни.

Метод Г.А.Шичко, его важные открытия нашли признание в среде приверженцев немедикаментозных методов лечения. Многие из них не только признали их эффективность, но и активно используют в своих проектах. В частности, И.Н.Афонин и В.Г.Жданов применяют метод Шичко в своей работе по улучшению зрения, совмещая его с методом Бейтса.

И.Афонин отмечает, что ещё в начале 90-х годов прошлого века его учитель Ю.А.Соколов выдвинул идею использования метода Г.Шичко для улучшения зрения. Афонин изучил метод Шичко, очень высоко оценил его потенциал и возможности в своей профессиональной практике по коррекции зрения. Афонин лично убедился, что совмещение методов Бейтса и Шичко многократно усиливает эффективность восстановления зрения, давая возможность людям избавиться от очков.

Афонин подчёркивает, что сознание человека «забито» не только положительными социально-психологическими программами, но и вредными, которые он называет ложными. Очень важно решить задачу разрушения этих ложных программ. Решение этой непростой задачи и нашёл Г.А.Шичко, доказав экспериментально, что слово, написанное перед сном, действует на сознание и подсознание намного сильнее, чем сказанное, услышанное или прочитанное, ибо при написании слов на человеческий мозг действует моторика руки. В.Жданов по этому поводу говорит: “Рука - это человеческий орган, вышедший из мозга”. Кроме этого, человек видит слова, которые он пишет и, повторяя их про себя, еще и слышит их. Таким образом, задействованными являются четыре канала информации, что существенно повышает эффект воздействия на подсознание.

Поэтому Афонин и Жданов в своей работе с людьми по улучшению зрения активно используют наработки Г.А.Шичко для разрушения ложных программ: «Очки улучшают зрение, помогают, лечат», в противовес предлагая им составить и записать перед сном правильную программу: «очки портят зрение, калечат». Когда человек спит, ложная и правильная программы пытаются противостоять одна другой. Правильная программа побеждает ложную и разрушает её. В результате остается только нужная программа, способная выполнять свою важную функцию – избавления от очков и восстановления зрения.

Для выведения ложной программы из подсознания в сознание, Афонин и Жданов предлагают пациентам заполнить анкету с обязательным анализом причин ухудшения зрения, с его состоянием на день заполнения анкеты, чтобы позже была возможность проследить динамику его улучшения после 10 дней, когда они повторно заполнят анкету.

После этого – следующий шаг: оформление и ведение дневника в определённой последовательности. Каждая ежедневная запись в дневнике обязательно должна заканчиваться формулами самовнушения, которые необходимо выучить наизусть. Они помогут разрушить ложные программы, утвердить в подсознании правильную программу и тем самим избавиться от вредных привычек.

Афонин наводит пример: ложная программа утверждает, что ухудшение зрения у всех людей – закономерный процесс. Для того, чтобы лучше видеть, существуют врачи. Они подберут очки, которые спасут, а самому не надо ничего делать. Новая программа, заложенная в наше сознание и подсознание благодаря методу Шичко, утверждает: «Очки калечат глаза. Я от них отказываюсь. Я сам восстановлю своё зрение и здоровье. Я без очков буду видеть даже лучше, чем в очках. Расслабление, состояние покоя – прекрасный отдых для моих глаз, а тренировка расслабленных глазодвигательных мышц даст возможность видеть на любых расстояниях».

Метод Г. А. Шичко, метод избавления от вредных привычек и психокоррекции семейных отношений в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» и подростковом клубе антинаркотического воспитания
К сожалению, человечество до настоящего времени не смогло выработать эффективных, массовых методов по устойчивому избавлению людей от «наркотических» веществ. Все ранее выдвигаемые концепции во взгляде на проблему в целом и подходе с целью практического разрешения ее не учитывали особенностей свойств человека, как социопсихобиологического феномена, у которого все приобретенные пороки возникают и развиваются социально.

Анализ проблемы с позиции системного подхода позволил установить, что доминирующим в профилактике и избавлении от порока являются не психосамотические факторы, а социальные, заключающиеся в исключении порочной запрограммированности посредством воздействия на сознание человека второй сигнальной системы (слова).
Многолетняя практика устойчивого группового избавления людей от алкоголепития и табакокурения в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» /19 лет/, а также первичная и вторичная профилактика молодёжного наркотизма в подростковом клубе «Аметист» /8лет/ методом ленинградского ученого, кандидата биологических наук Геннадия Андреевича Шичко доказывает правильность созданного им научного направления, на основании которого профессионально разработано теоретическое обоснование и выведена стержневая суть его - формула социального порока, что позволило создать методологию, методику и популярные, высокоэффективные курсы занятий по избавлению от табакокурения, пьянства и алкоголизма и позволяет разработать аналогичные курсы по избавлению людей от других социальных пороков.

Курс базируется на учениях В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.К. Анохина и других великих знаменитых ученых, а также безусловной демократической основе и совершенно исключает давление, запугивание, применение каких-либо медицинских средств и препаратов, более того, заучивания, зачетов, экзаменов. Даже во время перерывов не запрещается курить. Только доброжелательное целенаправленное воздействие на сознание человека, исключительно доверительной информацией. На основании, которой и для глубокого, устойчивого восприятия ее, включены ситуационные игры, аутотренинг (релаксация), гетеротренинг, ненавязчивый, завуалированный самоконтроль в виде ведения дневника.

Курс прост, не требует каких-либо материальных затрат и содержит в себе достаточный информационно-психологический потенциал воздействия на сознание человека, чтобы обеспечить устойчивое стопроцентное избавление от вредной привычки, при условии выполнения слушателями всех несложных рекомендаций, изложенных в методических указаниях.
Занятия по избавлению от алкогольно-табачной зависимости строятся на принципе учебного процесса. Это курсы ежедневных занятий (не считая выходные дни) - десять дней, исключая вводное и выпускное занятие. Длительность занятий при этом не должна превышать двух часов, с обязательным перерывом для отдыха слушателей.

Хотелось бы отметить, что Г.А. Шичко при разработке метода в его основу положил вторую сигнальную систему. Т.е. воздействие слова «Услышанного», слова «Прочитанного» и слова «Произнесенного». Так же исследуя различные сигналы, обратил внимание на слово «Произнесенное мысленно» (не вслух), и особенно на слово «Написанное рукой». Им же экспериментально доказано, что слово, «Написанное перед сном», перед тем как ложиться спать, действует на сознание и подсознание человека в большинстве случаев, значительно сильнее всех других ранее перечисленных видов «Слова».
Основными педагогическим элементом занятий по методу Шичко является триада академика Бехтерева: убеждения (знания), внушение и самовнушение.

I. Знания - основная составляющая убеждений и важный элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей:
Ликвидация пробелов в информированности слушателей относительно проблем алкоголизма и курения табака. Нередко, например, приходится слышать от слушателей утверждение, что они, мол, и так все знают. Однако, на поверку оказывается, что их знания весьма поверхностны, и часто сводятся к ничем не обосновываемому ими же утверждению: «Это вредно». Тем не менее, они оказались на курсах дезалкоголизации, и этот факт должен служить в минимуме сигналов для них самих, а для преподавателя лишь сигналом делать упор на углубление и систематизацию знаний слушателей. Систематизация знаний слушателей по алкопроблеме обязательно подразумевает освещение исторического и медицинского аспектов, указание на связь с современным состоянием проблемы, а так же элементарных знаний, касающихся теории психологического программирования.

Основным смыслом курсов относительно такого элемента как «знания» является формула - не только знать, но и главное, осознать. А это можно сделать через доведение знания через сознание к подсознанию слушателей. При этом используются наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации. Естественно, необходимо проведение нескольких устных опросов, с обязательным возвратом к непонятным или не усвоенным слушателями знаниям.

Следует учитывать, что основной контингент - это алкоголики, когнитивистические (познавательные) способности которых ослаблены. Поэтому комплекс знаний должен быть максимально понятен и прост для усвоения, с отсутствием диалектических противоречий их анализа и даже их обсуждения, а система проверки максимально ориентирована на повторение материала, оказавшегося сложным для понимания и усвоения.

Специфика аудитории диктует и необходимость ограничения продолжительности занятий. Так, для ослабленного мозга алкоголиков это время не должно превышать 1,5-2 часа, с обязательным перерывом на 10-15 минут. В противном случае «усталость» восприятия аудитории может свести к нулю все усилия педагога и привести к необходимости многократного изложения материала, т.е. к затягиванию курсов или их низкой информационно-просветительской функции.

II. Внушение в состоянии бодрствования (релаксация) - это элемент, которым начинается и заканчивается каждое ежедневное занятие. Релаксация является первой ступенью психологического тренинга и заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации, возможно, услышать свой внутренний голос и почувствовать связь со своей глубинной мудростью. Это моменты внимания и тишины. Релаксация означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Обязательно следует объяснить слушателям перед первой релаксацией смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха. Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для таких людей, чье сознание отягощено грузом их житейским проблем, и производится только с целью снятия негативных и отрицательных эмоций и напряжений, а так же закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё только чистая правда, которую необходимо обязательно донести до слушателей. Но при этом надо помнить, что само занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Значит, занятие должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, что все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трех основных частей:

Настройка слушателей, активизация внимания.
Основная часть - краткое изложение сути проведенного занятия.
Финал - ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.
Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать 5-10 минут.
Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов, лучше гасить свет и просить закрыть глаза: текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц «не», «анти» и слова «нет». Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофикcаций может быть музыкальное сопровождение, воздержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

III. Сочинение - так же необходимый элемент занятий. Этот элемент исполняется в три стадии, каждая из которых представляет самостоятельную ценность и поэтому обязательна:

1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведется в два этапа.
Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания, как акта самонаблюдения, а именно:
анализ прожитого или пережитого периода слушателем или его «знакомыми»;
обязательное требование назначения (в будущем самому себе) даты написания сочинения после события, заслуживающего последующего анализа, алкогольного срыва или другого сильного переживания;
чтение наиболее ярких сочинений трезвенников, с обязательным обсуждением и анализом, в будущем как пример анализа собственного опыта.

Второй этап (скрытый), - слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.
2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия. Сочинение так же может быть написано дома. Обычные темы сочинений: «Алкоголь - наркотик номер один, или как я пришел в клуб „Оптималист“»; «Кого нет с нами рядом»; «Как я стал рабом табачной вонючей соски» и т.д.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется в начале следующего за сочинением занятия, давая возможность самим слушателям прочитать свое сочинение перед группой, анализируя и останавливаясь на особенно важных элементах.

IV. Анкета в отличие от сочинения заполняется слушателями вне курсов, но при этом желательно после сообщения и разъяснений слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования - выявление степени алкоголизации, склонностей и среды существования слушателей. Сведения, содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода, или выполнения принципа сингулизма. Здесь следует заметить, что написание анкеты лучше проводить в первый день занятий, или по крайней мере анкетирование всех слушателей следует закончить к третьему дню занятий, когда работа с дневниками становится одним из основных инструментов дезалкоголизации на всем курсе.

V. Дневник - это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно. Написание дневника производится строго перед сном (далее сон, исключить секс), а в другое время суток малоэффективно. В дневнике описываются события прошедшего дня. Дневник ведется слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа (обратная связь). Отсутствие дневника перед занятиями считается грубейшим нарушением курсов занятий. Дневник пишется разборчиво, обязательно отвечать на все вопросы полными и понятными ответами (не менее пяти - семи слов в ответе). В ответе должен звучать вопрос. Дневник ведется слушателями, и после окончания первичного (очного) курса. Факт в том, что форма ведения их уже по определенному графику: ежедневно с 1 по 15; через день с 16 по 24; два раза в неделю с 25 по 34; один раз в неделю (по выходным) с 35 по 45 дневник. При написании 45-го дневника завершается шестой месяц очно-заочного курса. Частоту ведения дневников, возможно, увеличить, и график написания дневников выдается каждому слушателю индивидуально и в соответствии со стадией алкоголизма и табакизма, характером запоев, ремиссии, наклонностями, выявленными на занятиях, используя дневники, анкету и сочинение.

Дневник это и очень важный элемент аутотренинга. Допустим в среднем у человека ремиссия (восстановление после запоя) около 30-ти дней, это позволяет такому слушателю совершить до 30-ти тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтвержденная сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного «планового» запоя, а в последующем ведет к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект.

Клуб берет на себя такую обязанность - помочь алкоголику или табакокурильщику обрести трезвость и научиться трезвому общению. В задачу клуба не входит удержание человека, если что-то не понравилось, поищи другой, который работает в этом направлении.

Тебе надо научиться общаться трезвому, люди не умеют общаться в трезвом виде, заметьте, не пьющие, а люди вообще, поэтому это проблема не твоя, а человечества в целом. Как только будет найдена форма группового общения без использования «наркотиков», люди откажутся от них. У тебя сейчас появляется возможность пообщаться на трезвую голову и получить радость от трезвого общения.

Человек, создающий клуб трезвости должен сам пройти специальный курс по методу Г.А. Шичко, избавится от вредных привычек, и стать сознательным трезвенником. Очень важно договориться с помещением на каждый день (идеальный вариант это квартира на первом этаже, или же отдельное нежилое здание). Цель клуба - это объединение не пьющих и не курящих людей в группы по интересам, а также для пропаганды трезвого и здорового образа жизни, как на личном примере, так и привлечении к альтернативному способу жизни, исключающего отравление алкоголем и табаком. Особенно важно это сплочение членов клуба во время «государственных питейных ситуаций», во избежание срывов. Важен фактор собственного примера, т.е. всяческая поддержка нового члена клуба «Оптималист». Для вновь организованных клубов: не пугайтесь малого количества людей, группа формируется сложно, идет притирка людей друг к другу. Для создания группы достаточно желания, опыт появится потом. Самое главное, это твоя стабильность в посещении клуба. Очень многие появляются один-два раза и потом приходят через год, два, три, но все эти годы они знали - их ждут в клубе.

Каждую неделю в клубе «Оптималист» проводится клубный день, в Нижнекамске это среда (1800 часов). В это время в клубе собираются оптималисты-соратники, которые прошли курсы в разных группах по избавлению от вредных привычек. За 19 лет существования клуба - 276 групп (от 5 и более человек в каждой). Собрание открывает председатель клуба, обсуждается информация за неделю, план намеченных мероприятий и работа в клубе на будущий период, распространяются печатные органы «Соратник», «Оптималист», «Феникс», «Зернышко трезвости» и «Аек Булу». Соратники обсуждают всесторонне «наболевшие» проблемы клубной работы, тот контингент, которые не закончили курсы до конца сдают дневники наставникам - преподавателям. В этот «оживленный» день приходят семьями, ведь не зря «Нижнекамский Оптималист» называют семейным клубом, в нем происходит коррекция семейных отношений.

Опытом клубной работы, ее изучением приезжают учиться со всех уголков России и СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В Татарстане от «Нижнекамского Оптималиста» родились клубы в Набережных Челнах, Заинске, Бугульме, Лениногорске, Альметевске и Азнакаево, прекрасно, что возрождается и в Казани. Отрадно, что в Нижнекамске и Альметевске созданы клубы при управлении по делам молодежи - это «Аметист» и «Саулык», их основа антинаркотическое воспитание подрастающего поколения.

В основе принципов движения оптималистов лежат тезисы: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же?», «Выбрался сам - помоги другому!». Они основополагающие в жизни клубов трезвости и здоровья. Мы оптималисты верим в трезвое и некурящее будущее нашего города, республики, страны. Основная задача движения оптималистов - это передача по эстафете «родители - подростки» трезвого и здорового воспитания.

Человек, поменявший свое мировоззрение, отношение к ядам «алкоголю» и «табаку», другим наркотическим отравам всесторонне изменяет свою жизнь (свой круг общения в целом). Островком трезвости называют соратники клуб «Оптималист», очень важным для начинающих первые робкие шаги (как первые шаги младенца) в трезвости. «Причал последней надежды», так назвал один из соратников наш клуб. Это действительно так. Могу правдиво заявить, что среди моих слушателей, а я сам провёл более 100 групп по методу Шичко, было много людей, потерявших даже последнюю надежду на спасения, уже почти смерились со своей судьбой. Но «луч света в пьющем царстве алкоголя, табака и наркотиков - Оптималист», вывел уже более 6000 тысяч из этого омута, этой паутины смертоносного греха.

Глаза, раскрытые очень широко, прозрение, наступившее от истинной правдивой информации и взгляд трезвым оком преобразует отношение и веру. Патриотами не рождаются, ими становятся.

Вот и члены нашего клуба, есть патриоты своего народа, Родины. Кому, если не нам - сыновьям и дочерям нашей страны помочь достичь перемен, конечно же, в позитивную (лучшую) сторону. Трезвый человек - это лучший человек. И этим все сказано…

Сергей Коновалов, руководитель общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист»

О ленинградском психофизиологе Шичко говорили невероятное: он будто бы имеет способность за две-три беседы отвратить человека от пьянства - даже такого, которого считали пропащим алкоголиком.

Как-то я спросил знаменитого ленинградского хирурга академика Углова, правду ли говорят и пишут о необыкновенном даре Шичко?

Встречаться с ним не приходилось, - сказал Углов, - но слышал о нем не однажды. Геннадий Андреевич много лет - пожалуй, лет тридцать - трудится в НИИ экспериментальной медицины, ведет там группу ученых. Помнится, лет десять назад читал его монографию о рефлексах - Шичко исследовал вторую сигнальную систему и ее физиологические механизмы. Работа любопытная: много новых и смелых мыслей, интересные наблюдения. Жаль, что монография мало известна в медицинском мире.

Ну, а пьяниц... действительно излечивает?

Федор Григорьевич скептически улыбнулся, пожал плечами - он конечно же в это не верил.

Показал мне пачку материалов - о Шичко, о клубе трезвости, созданном им - одни были отпечатаны на машинке, другие опубликованы в газетах и журналах,

Институтское начальство, как мне рассказывали, не одобряет его затеи, а кое-кто и смеется над ним. Но он упрямый. - Федор Григорьевич на секунду задумался и вдруг предложил: - Хотите побывать у него?..

Вечером следующего дня отправились к Геннадию Андреевичу. Ехали на Светлановскую площадь в Выборгском районе, по дороге жена Углова - Эмилия Викторовна рассказывала о работе Шичко в институте, о смелых поисках ученого в области гипноза.

Он всю науку о гипнозе с головы на ноги поставил. Гипнотизеры вначале стремятся усыпить пациента, а потом внушают ему свои мысли. Шичко же утверждает: усыплять не надо! Внушению быстрее поддаются люди в состоянии бодрствования, при активно работающем сознании.

Представляю, как на него ополчились рыцари «черной магии».

У них там директор - академик Бехтерева, она, как мне говорили, терпеть не может Шичко.

Бехтерева...

Да, внучка Бехтерева, будто бы внучка. А вообще-то у нас часто эксплуатируют громкие имена. Говорят, в Краснодаре в ученом мире есть Ломоносов, а среди поэтов - Пушкин. Когда мне об этом рассказали, я спросила: «А Лермонтова в Краснодаре нет?..» - «Представьте, есть и Лермонтов». Это уж совсем удивительно.

Некоторое время ехали молча. От улицы Ординарной на Петроградской стороне, где живут Угловы, дорога вела по Кировскому проспекту, соединившему Неву с Малой и Большой Невкой. Места, памятные и дорогие сердцу каждого русского человека. Здесь в мае 1703 года войска под командованием Петра и Меншикова захватили два шведских военных судна - то была первая победа, открывшая нам путь в северные моря, круто изменившая ход русской истории. В честь победы этой была выбита медаль с надписью: «Небываемое бывает».

Жили Шичко в небольшой квартире. Открывшая нам дверь хозяйка Люция Павловна мало походила на жену фронтовика, человека нашего поколения - ей с виду было лет тридцать - тридцать пять. Из-за нее выглядывал хозяин, и облик его рядом с цветущей женой только усиливал мое недоумение. «Ну, братцы-ленинградцы! - думал я о нем и об Углове, - женятся на молодых и красивых!».

Потом выяснилось: Люция Павловна не так уж молода, но случается встретить такой счастливый тип русской женщины, которая выглядит едва ли не в половину своих лет. Между прочим, любопытно бы знать, какие свойства характера, какой образ жизни помогают иным людям - чаще всего женщинам - сохранять столь долго свое девическое обаяние, а иной раз, с возрастом, с расцветом сил, вы глядеть еще краше.

Нас провели в комнату, где стояли резной диванчик, два таких же кресла. Позже мы узнали: есть в квартире и кабинет хозяина, но он завален книгами и бумагами, его гостям не показывали.

Пристально я рассматривал сильную спортивную фигуру ученого, правда, несколько ограниченного в движениях (он был тяжело ранен под Сталинградом, у него была повреждена нога), и пытался понять, что же в нем необыкновенного? Разве что речь - проникновенная, веская, отточенная. Сразу после войны Геннадий Андреевич закончил Военно-морскую академию, потом - философское отделение университета. Несколько лет преподавал философию, заведовал кафедрой.

Вы что же, владеете искусством гипноза? - спросил я.

В некотором роде это моя профессия. Но только к гипнозу я подхожу не с общепринятыми мерками. Бытует мнение: гипноз - сноподобное состояние, а я утверждаю принцип гипнотического бодрствования. - Он улыбнулся. - Впрочем, если хотите, можно «проиллюстрировать».

Мы с Угловым согласились охотно, Эмилия Викторовна энтузиазма не проявила, что же до моей жены Надежды Николаевны - она в гипноз не верила, скептически улыбалась, но обе женщины сели с нами на диванчик, приготовились слушать. Шичко попросил нас и наших жен настроиться на волну его желаний. Заметил:

В отношениях между людьми важно взаимопонимание. Уважать человека - значит верить в него. Быть чутким ко всему, что он говорит. Нам иногда кажется, человек говорит пустое, на самом же деле... великое таинство заключено в словах...

Говорил он все тише, монотоннее. И все медленнее ходил возле нас. Жесты и движения стали плавными, он как бы замирал, настраивал и нас на отдых...

У вас сегодня был напряженный день, вы устали, а теперь сядьте поудобней. Вот так. Вас ничто не смущает, не стесняет, вы закрыли глаза и дышите ровно. Вы расслабились, настраивайтесь на мой голос. Внимательно слушайте меня. Вы слышите только меня. Напряжение уходит с лица, с шеи, вы погружаетесь в состояние покоя, невесомости. Вот уже совсем не слышите тела...

Шичко еще продолжал говорить нам успокаивающие, умиротворяющие слова. Дошел до того места, где сказал: «Вы невесомы, наступает состояние полета... Вы летите...»

В этом месте я уже настолько отключился от всего земного, что перестал ощущать свое тело и на какой-то миг показалось, что поднимаюсь в воздух.

И неизвестно, чем бы кончилось мое состояние, продолжай Шичко свой сеанс, но он вдруг сказал:

А теперь вздохните глубоко. Ваше состояние, настроение хорошее. Хорошее настроение, откройте глаза.

Мне не единожды приходилось бывать на сеансах гипноза - и в цирках, и в зрительных залах, где испытывали свою власть над людьми заезжие гипнотизеры. Обыкновенно они говорили примерно одни и те же фразы:

Вам хорошо, вы засыпаете, засыпаете...

Шичко этих фраз не говорил. В его словах содержались мысли отвлеченные, не обязательно близкие к задаче сеанса, однако это были мысли интересные, разнообразные, они настраивали на спокойный, умиротворенный лад, внушали доверие к говорившему, сеяли зерна взаимного уважения и, в конце концов, выстраивали в сознании слушавших какую-то систему понятий, какой-то стройный взгляд на эту тему беседы. И пусть не сразу можно было высветлить эту тему, определить ее короткой фразой, но она была, эта тема, - общая, большая и сильная мысль о дружбе, доверии, единении людей близких, родственных душ. И еще: о силе разума, возможностях человеческого духа.

Ну вот... вы отдохнули. Пойдемте в другую комнату. Будем пить чай.

Геннадий Андреевич сказал мне:

Ваша супруга слабо поддается внушению - для нее нужны дополнительные усилия.

Угощали нас на кухне. Она хоть и небольшая, но мы вполне разместились за столом. По привычке журналиста, литератора я с пристрастием разглядывал обстановку, мебель, посуду. То же делали и все остальные - в особенности чуткие к красоте женщины. Казалось, в подборе посуды, утвари, в украшении стен и всех уголков кухни работал вдумчивый, талантливый художник. Все было к месту, не совсем обычно и - красиво. На столе вместо вина соки в хрустальных графинах.

Я сидел рядом с хозяйкой Люцией Павловной. У нее на щеках гулял здоровый румянец, карие глаза молодо блестели. И вновь и вновь я задавал себе назойливый и не совсем деликатный вопрос: «Сколько же ей лет?»

Геннадий Андреевич Шичко.


Геннадий Андреевич Шичко родился 18 мая 1922 г. в белорусском селении Груд Пуховического района Минской области, куда привёз Андрей Васильевич Шичко (отец Геннадия Андреевича) свою молодую жену Ольгу Григорьевну. Встретились они в Петрограде в смутное время 1918 года.
Вскоре семья переехала в Иноземцево - райский уголок северного Кавказа. Закончив школу, Геннадий Андреевич поступил в Военно-морское артиллерийское училище.
Война для Геннадия Андреевича началась в Волжской военной флотилии с 1942 года, куда он был переведён из Северо-Кавказского военного округа. В ноябре 1942 года был тяжело ранен в обе ноги, общее заражение крови надолго приковало его к больничной койке. Полтора года в госпиталях Вольска, Кирова. Были минуты полнейшей безысходности. Главный врач госпиталя настаивал на ампутации ноги. Геннадий Андреевич не давал согласия, и только забота младшего мед. персонала, лечащего врача, которая сама варила снадобья на травах, и богатырское здоровье победили.
В 1943 году, в Сталинграде, Геннадий Андреевич был снова ранен. Оперировал его нетрезвый хирург - в результате он навсегда остался с негнущейся ногой. Собственная беда, а также нелепые смерти, происходившие на войне из-за бойцов, заставили его поклясться себе в том, что в дальнейшем, по возвращении с войны, он будет оказывать помощь людям с . 35 лет своей жизни он посвятил созданию метода избавления от зависимости, который стал применяться в 1980 году.
После госпиталя с 1944 года началась педагогическая деятельность. Был назначен преподавателем Военно-Морской кафедры Института точной механики и оптики в Ленинграде. Окончил Ленинградский университет психологическое отделение философского факультета. После окончания университета принял приглашение в Институт экспериментальной медицины, где проработал 32 года. Его работа (1969) положила начало психолого-педагогическому методу избавления от наркотических зависимостей. 3 ноября 1986 года Геннадий Андреевич Шичко скоропостижно скончался.

Основы метода Шичко.

Метод гуманистического психоанализа, разработанный кандидатом биологических наук ленинградским учёным Геннадием Андреевичем Шичко, принципиально отличается от всех ныне существующих методов освобождения людей от никотиновой и алкогольной зависимости.
В основе метода лежит разработанная Г. А. Шичко теория социального программирования на вредные привычки. Её суть заключается в следующем:
Поведение человека во многом определяется социальными стереотипами, которые закладываются в его сознание с детства. Мозг человека можно сравнить с компьютером, в который закладываются тысячи всевозможных программ, предписывающих, как нам одеваться, как питаться, строить свои взаимоотношения с членами семьи, друзьями, родственниками и другими людьми.
Существуют всевозможные профессиональные программы. К примеру, у учителя в сознание заложена программа ведения урока. Поэтому, когда он заходит в класс, он не задумывается, как построить занятие, кому какую оценку поставить, кого спрашивать, а кого - нет, и т.д.
Со временем эти программы переходят из сознания человека в его подсознание и руководят его поведением в автоматическом режиме.
Всё вышесказанное справедливо и в отношении к курению и употреблению алкоголя. Люди рождаются трезвыми, и до тех пор, пока не вступит в силу воспитание, живут трезво, поскольку трезвость - это естественное, природное состояние человека. Но так как в современном обществе, к превеликому нашему сожалению, принято курить и пить спиртное, в сознание людей закладывается положительное отношение к потреблению алкоголя и табака.
Чуть позже из этой положительной установки, как из зерна, вырастет пагубная программа на курение и алкоголепитие. В неё войдут убеждения, основанные на ложных представлениях о и табака (снимет стресс, помогает расслабиться, сосредоточиться, общаться, согревает и т.д.). Но, впервые закурив или выпив спиртного, приобщившийся вовсе не испытывает тех ощущений, которых ожидал. Наоборот, он ощущает все признаки отравления: тошноту, головокружение, холодный пот, слабость и т.д.
- табачным дымом и этиловым спиртом?
Программа, заложенная в мозг, которая гласит, что курение и потребление алкогольных жидкостей - это необходимые, неизбежные и даже полезные занятия.
Со временем из этого семени - программы - вырастет «дерево» вредной привычки и физиологической потребности - сначала будут сломлены защитные реакции, вырабатываемые организмом для нейтрализации поступающего яда в виде тошноты, пота, потери сознания и т.д. Затем выработается привыкание, психологическая зависимость: человек уже не может без подобного «допинга» веселиться, расслабляться, и т.д. В подсознании формируются и закрепятся устойчивые стереотипы определённых последовательностей действий в определённых ситуациях, на которые выработаются устойчивые условные рефлексы, в конце концов, и приводящие к физиологической зависимости. Началом же всей этой цепочки, венчающейся табачной наркоманией и алкоголизмом, является программа.
Чтобы освободиться от последнего звена, необходимо уничтожить первое - разрушить в сознании и подсознании человека программу, заставляющую его совершать противоестественные поступки - втягивать ядовитый табачный дым и вливать в себя жидкости, содержащие наркотик и токсикант - этиловый спирт.
Можно ли эту программу убрать из сознания и подсознания с помощью лекарств, иглоукалывания, гипноза и других средств общепринятого воздействия?
Разумеется, нет. Сознание человека можно изменить только с помощью слова. Геннадий Андреевич Шичко назвал свой метод методом гортоновической дезалкоголизмии. В основе его лежит разрушение программы в сознании и подсознании человека с помощью целенаправленной речи, основанной на научно обоснованной информации. Это величайшее открытие психофизиологии ХХ века.
Метод абсолютно безопасен, высокоэффективен, так как устраняет корень проблемы. Даёт полное освобождение от зависимости, чувство свободы, гармонии, душевного благополучия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: