Две н в кратком причастии примеры. Орфография - н в причастиях - русский язык

Теория заданий А7 ГИА по русскому языку

Суффиксы прилагательных, причастий, наречий

На какие вопросы отвечают эти части речи:

отыменные прилагательные отглагольные прилагательные

какой? какой? что делающий? что сделавший?

Краткие отыменные прилагательныекраткие причастия

краткие отглагольные прилагательные

каков? какова? каково? каковы? что сделан?

Наречия

Страдательные причастия прошедшего времени

Что сделанный? Например: написанный, поднятый, зарисованный

Краткие страдательные причастия прошедшего времени (одно Н!)

Что сделан? Например: отключен, выкинута, организовано

Формулировка задания Что ищем
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»? Что сделанный? Например: выученный
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н»? Что сделан? Например: отложен, выучена, написаны, сделано
выпишите прилагательное, в котором правописание суффикса определяется спряжением глагола, от которого образовано прилагательное // выпишите причастие, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к первому спряжению. Отглагольные прилагательные и причастия с суффиксами: 1 спр 2 спр УЩ, ЮЩ, ЕМ, ОМ АЩ, ЯЩ, ИМ Обязательно найти глагол, от которого образовано слово!
В каком слове правописание суффикса определяется правилом правописания прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида? // выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одно Н». Одно Н Например: груженый (грузить – что делать?); серебрёный (серебрить – что делать?)
найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые (пояснительные) слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом!!! Например: писанный маслом (писать – что делать?), груженный кирпичом (грузить – что делать?) Что надо выписать: причастие ИЛИ причастие с зависимым словом???
найдите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида. Выпишите найденное слово. Два Н (НН) Что сделанный? Например: купленный (купить – что сделать?); загруженный (загрузить – что сделать?)
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН-, пишется НН»? Какой? Обязательно найти сущ., от которого образовано Например: дивизионный – дивизия; жизненный - жизнь
выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В суффиксах -АН-(-ЯН-), -ИН- отымённых прилагательных пишется одно Н». Какой? Например: лебед –ИН-ый (лебедь), песч –АН – ый (песок) Обязательно найти сущ., от которого слово образовано!
выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н». Отыменные прилагательные Какой? Обязательно найти сущ., от которого образовано слово! Например: туман –Н-ый, истин – Н -ый
выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных. Какой? Образовано от существительного 1. С суффиксами АН, ЯН, ИН (зме-ИН-ый) 2. С суффиксами ЕНН, ОНН (станци-ОНН-ый) 3. От основы на Н +суфф.Н (весеН–Н-ий – весна)
В каком слове есть суффикс -Н-? 1. Отыменные прилагательные, образованные от основы на Н Например: карман-Н-ый 2. Краткие причастия, образованные от глаголов с суффиксами А,Я,Е, но не И (т.к. И меняется на ЕНН) Например: расстеля-Н; написа-Н-а; обиже-Н-ы НО: застрел-ЕН!
«В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько и в полной форме этого прилагательного»? Каков? Какова? Каково? каковы? ТОЛЬКО отыменные прилагательные. Обязательно найти сущ., от которого образовано слово! Например: юна (юный), жизненна (жизненный)
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано»? Как? Например: заинтересованно – заинтересованный спокойно - спокойный
выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от приставки. Как? Наречия с приставками ИЗ, ДО, С В, НА, ЗА и с суффиксами А (из окнА) О (в окнО) издавна, слева вправо, запросто
В каком слове правописание суффикса наречия не зависит от приставки? Как? Наречия, в которых нет одновременно приставок ИЗ, ДО, С, В, НА, ЗА и суффиксов О, А Например: впереди
выпишите прилагательное, правописание суффикса в котором не определяется общим правилом (является исключением). Исключения в отыменных прилагательных: Стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный НО: безветренный, надветренный – по правилу! Исключения в причастиях и отглагольных прилагательных: Желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, раненый, кованый, жеваный НО: раненный стрелой, подкованный, жеванный лошадью (т.е. с приставкой или зависимым словом)- по правилу!
выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания гласных О/Ё после шипящих в суффиксах существительных. В суффиксах и окончаниях сущ, прил, наречий после шипящих пишется О (шипящие: Ж, Ш, Ч, Щ) Например: зайчОнок, княжОн, холщОвый, общО
выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Чтобы верно написать суффикс глагола, нужно образовать форму 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени. Если в этой форме суффикс заменяется на -У-, то пишется -ОВА/-ЕВА». Например: образ-ОВА-ть – образ-У-ю совет-ОВА-ть – совет-У-ю НЕ ПУТАТЬ со словами, в которых есть 2 суффикса: Е и ВА Например: повел –Е-ВА-ть от повел –Е-ть
выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Чтобы верно написать суффикс глагола, нужно образовать форму 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени. Если в этой форме суффикс сохраняется, то пишется -ИВА/-ЫВА». Например: прикид-ЫВА-ть - прикид-ЫВА-ю подпис-ЫВА-ть - подпис-ЫВА-ю
| следующая лекция ==>

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени: если причастия образованы от приставочных глаголов: вы-читанная рукопись, на-клеенная картинка, по-крашенный забор, про-йденный путь, про-смотренный фильм;

если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно кошенный луг, три года тому назад писанная картина, крашенная маляром крыша, мощенная булыжником дорога;

если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный (бросить), данный (дать), казненный (казнить), купленный (купить), лишенный (лишить), плененный (пленить). Н пишется в отглагольных прилагательных: если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, не содержащих суффиксов -ованн-, -ёванн-): белёный дом (белить - глагол несовершенного вида), бешеная собака, вареный картофель, вороненая сталь, каленый штык, сушеная ягода;

если прилагательные не имеют при себе зависимого слова: крашеный пол (но: крашенный масляной краской пол), груженая баржа (но: груженная песком баржа).

Примечание. Разграничение страдательных причастий и отглагольных прилагательных в некоторых случаях осуществляется не только по наличию или отсутствию приставок и зависимых слов, но и по смыслу. Например, и словосочетаниях то"пленная печь и топлёный жир признаки, обозначаемые словами то"пленная и топлёный, разно го свойства: в первом случае сохраняется глагольное значение (налицо временной предел), т. е. определение выражено причастием; во втором случае назван признак постоянный (ср. также: топлёное молоко, топлёное масло), т. е. определение выражено прилагательным. Смысловое различие наблюдается и в таких предложениях: Будучи раненным, командир еще отдавал приказания (слово будучи вносит временное значение в форму раненным, усиливая тем самым ее глагольность). - На опушке показались солдаты, выносившие убитых и раненых товарищей (признак обозначен прилагательным).

В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется Н, в кратких отглагольных прилагательных, как и в отыменных, пишется НН:

при кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа со значением деятеля; ср.: Территория около нового дома еще не благоустроена (причастие). - Территория около нового дома была мала, неблагоустроенна (прилагательное); Сыновьям всегда везло, и они были избалованы судьбой (причастие). - Сыновья были капризны и избалованны (прилагательное); Статья начитана для записи на пленку (причастие). - Девушка была музыкальна и начитанна (прилагательное); Население было взволновано сообщением по радио. - Море сегодня взволнованно;

краткие страдательные причастия употребляютсяв конструкциях с зависимым инфинитивом: Студентка намерена отвечать на вопрос; с зависимым дополнением: Спортсмены были уверены в победе; (но: Броски баскетболистов были точны и уверенны - без дополнения).

Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные в краткой форме пишутся с н (если они образованы от приставочных глаголов, что сближает их с причастиями): Глаза у нее были заплаканы (ср.: заплаканные глаза); Пальто его было поношено (поношенное пальто).

Примечание 2. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: воспитанник (воспитанный), избранник (избранный), священник (священный), ставленник (ставленный) (об образовании слова "ставленник" см. "Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов", пр. 1), вареник (вареный), копчености (копченый), мученик (мученый), мороженое (из прилагательного мороженое - морозить); организованно входить (организованный), путано отвечать (путаный), удивленно смотреть (удивленный).

УРОК 117

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схема, ключевые слова, алгоритм),

анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Предметные:

4ЛР: опознавать новую орфограмму, анализировать выбор н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и

отглагольных прилагательных, писать одну или две буквы н с опорой на алгоритм, устно и графически объяснять выбор

написаний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы.

Ученики обмениваются приготовленными дома заданиями. Несколько человек выполняют задания у доски (желательно, чтобы задания были разными по типу), остальные на листочках.

Ученики у доски производят самооценку в диалоге с учителем.

Учитель собирает листочки с выполненными заданиями на проверку.

ТОУУ

III. Языковая разминка.

Учитель диктует сочетания слов:

конный спорт, песчаная отмель, ураганный ветер, соломенное чучело, серебряная медаль, карманные часы, горы величественны, юный герой, румяные щёки, даль пустынна, старинные здания, девочка легкомысленна, картинная галерея, стеклянная трубка.

Какая орфограмма есть во всех сочетаниях?

От слов каких частей речи образованы имена прилагательные?

Графически обозначьте условия выбора написаний.

Прочитайте слова группами: 1) с суффиксом - н -; 2) с суффиксом - ан -(- ян -); 3) с суффиксом - енн -. Сколько букв н в словах каждой группы?

Какие слова не попали ни в одну из групп? (Юный, румяные .) Почему? ( н – часть корня, не образованы от существительных).

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

IV. Постановка проблемы урока.

Ученики проводят наблюдение по материалу учебника: § 76, рубрика «Определяем проблему урока».

Выявляют противоречие в написании суффиксов выделенных слов:

с одной и двумя буквами н , формулируют проблему: в каких случаях

пишется одна буква н , а в каких две буквы н в суффиксах причастий?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний.

1 . Используется подводящий диалог.

а) Учащиеся выписывают из текста Н.А. Тэффи слова группами и

проводят их анализ под руководством учителя (с опорой на вопросы учебника).

1-й слайд .

Выявляют две особенности, влияющие на написание: вид глаголов,

от которых образуются причастия и отглагольные прилагательные, и

структура слов (наличие или отсутствие приставки).

После предварительных выводов учеников о написании одной и

двух букв н на слайде по клику мыши появляются соответствующие

обозначения (СВ над глаголами 1-го столбика, НСВ – над глаголами

2-го столбика, приставки в причастиях нарезанная, выкрашенные ).

б) Продолжение наблюдений.

2-й слайд .

Задание: сравните пары слов и дополните ранее сделанный вывод.

(Приставка не не влияет на написание одной и двух букв н .)

в) Продолжение наблюдений.

3-й слайд .

Задание: найдите сходные слова в каждом столбике. Выскажите

предположения, с чем связана разница в написании одной и двух

букв н в этих словах.

После ответов учеников по клику мыши подчёркнуты слова на

гриле, углём, в бою , вверху надпись зависимое слово .

Сделайте общий вывод: в каких случаях в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется две буквы н , а в каких – одна.

2. Упр. 620 – чтение текста правила.

Какую новую информацию вы обнаружили?

Запишите в виде ключевых слов признаки, влияющие на выбор двух букв н .

Назовите опознавательный признак новой орфограммы.

Представьте графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» к § 76.)

Знаком ли вам этот опознавательный признак? В каких орфограммах он встречается?

Как отличить эти орфограммы? Какое условие выбора орфограммы является основным для разграничения орфограмм разных видов? (От какой части речи образовано слово, называющее признак: от существительного или от глагола.)

Представьте правило в виде схемы. (См. материал предметного диска – схему правила выбора одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов к § 76.)

3. Упр. 621 – шуточная грамматическая миниатюра, придающая

правилу мотивирующий характер.

Найдите причастия, объясните написание в них двух букв н , опираясь на одно из условий, названных в этом тексте.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1 . Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2 . Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (графическая модель, схема).

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 622 – анализируется ход рассуждений при выборе написания

одной или двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ученики самостоятельно восстанавливают 1-й шаг алгоритма

(вспоминают начало этапа открытия знаний): найти слово (глагол),

от которого образовано причастие (прилагательное).

Выполняется письменно в тетрадях с комментированием.

Упр. 623 – развивается первичное умение находить слова с изученной орфограммой, объяснять написание двух букв н в причастиях, опираясь на алгоритм и одно из условий, названных в упр. 621.

Выполняется с комментированием устно.

Упр. 624 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой с опорой на алгоритм (либо схему правила), графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется с комментированием письменно.

Познавательные УУД

1 . Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть навыками отбора и систематизации материала.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст (правило) в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Итог урока.

Прочитайте пары слов. Установите, в какой паре не работает заданная закономерность. Объясните, почему.

покрашенный – крашеный

выстиранный – стираный

подброшенный – брошенный

проглаженный – глаженый

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Воспроизводить правило, опираясь на схему.

2. Упр. 627.

Алгоритм распознавания «Н или НН писать в словах » предполагает умение определить:

  1. часть речи анализируемого слова (прилагательное, причастие, существительное, наречие);
  2. грамматическую форму , в которой оно употреблено (полная или краткая);
  3. часть речи производящего слова (слова, от которого образовано анализируемое ), а если это глагол — то его вид ;
  4. наличие зависимых слов .

В существительных, наречиях и сложных прилагательных пишите столько Н , сколько в исходном слове. Сначала найдите производящее слово, затем работайте по алгоритму: вареник — вареный — варить (несов. вид); путано (отвечать) — путаный путать (несов. вид); запутанно (мыслить) — запутанный — запутать (сов. вид), свежемороженый — мороженый — морозить (несов. вид), немороженый — мороженый — (не) морозить (несов. вид).

Запомните : необходимо найти ближайшее по смыслу прилагательное или причастие.

Не перескакивайте через ступеньку — не образовывайте существительное или наречие сразу от глагола или существительного: нефтяник образовано от нефтяной (работник нефтяной промышленности), а вот нефтяной уже от нефть . Согласно законам словообразования все наречия на произведены от прилагательных (сдержанно — сдержанный и т.п.)

Н и НН в полных формах причастиях и прилагательных

Самое сложное — разграничить Н — НН в полных формах прилагательных и причастий. Здесь разграничение собственно на прилагательные и причастия несущественно: последовательность действий и результат для тех и других одинаковы.

Исключения для указанного алгоритма:

  1. Н — ветреный (но: безветренный ), приданое, юный, румяный, багряный, свиной (непроизводные слова);
  2. НН — стеклянный, оловянный, деревянный , неслыханный, невиданный, (не)виденный, нежданный, негаданный, желанный, священный, медленный, читанный, считанный, данный, окаянный (от устар. окаяти = осудить, сов. вида), неожиданный, нечаянный, нетленный, жеманный, деланный и некоторые другие.
  3. С одной Н пишутся также притяжательные прилагательные (отвечают на вопрос чей?) с основой на -Н: бараний, фазаний, вороний, кабаний.
  4. Глагол ранить — так называемый двувидовой: он может выступать в предложении в значении как совершенного, так и несовершенного вида. Для того чтобы правильно написать Н-НН (за исключением особо сложных случаев), достаточно работать с ним как с глаголом несовершенного вида: раненый боец — израненный солдат, раненный в перестрелке, тяжелораненый, раненный тяжело.
  5. Различаются прилагательные масляный (образовано от существительного масло + -ян-; в значении «для масла, из масла, на масле» (масляное пятно, масляные краски, масляный насос) и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить (вспомните, перед Н-НН гласный И инфинитива меняется на Е): масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица), а также в переносном значении — масленые глаза (глаза, которые блестят, будто пропитанные маслом). Сравните также: ветреный человек — ветряная оспа, ветряная мельница; соленый груздь (от глагола солить) — соляная кислота.

Н и НН в кратких формах причастиях и прилагательных

Краткая форма наиболее употребительна у страдательных причастий прошедшего времени (брошенный — брошен, брошена, брошено) и у прилагательных (веселый — весел, весела, весело).

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных достаточно ясно и лаконично:

  1. кратких страдательных причастиях пишется Н;
  2. в кратких прилагательных — столько, сколько в полных.

Поэтому важно только точно определить, какой частью речи — прилагательным или причастием — является слово .

Запомните смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия.

  1. Причастие обозначает действие , обычно его можно заменить синонимичным глаголом, «перевернув» предложение или построив неопределенно-личное (безличное): Баржа выгружена рабочими Рабочие выгрузили баржу ; Что написано пером — Что написали пером.
  2. При причастии есть или можно придумать зависимое слово в творительном падеже , которое обозначает производителя этого действия или инструмент: выгружена (кем?) рабочими ; написано (чем?) пером.
  3. Те слова, которые не удовлетворяют двум вышеописанным критериям, те. не являются причастиями, — краткие прилагательные . Добавим для большей надежности, что они отвечают на вопрос каков? какова? , обычно относятся к существительному и обозначают качество : девушка была красива и хорошо образованна (подсказкой может служить однородный член — краткое прилагательное красива ).

Увидев слово с конечным , сначала проверьте, не наречие ли оно (наречие относится к глаголу и отвечает на вопрос как? ). Если да, пишите столько Н , сколько в полной форме. Если нет, тогда смотрите, краткое причастие это или краткое прилагательное.

Образец. Он поступил необдума..о — поступил как? необдума..о , это наречие (в предложении является обстоятельством), следовательно, определяю производящее слово — обдуманный (от глагола совершенного вида). Пишу: необдуманно .

Дополнительные материалы.

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Выбор нн или н часто зависит от того, какой частью речи является отглагольное слово: причастием или прилагательным. И наоборот, если известно, сколько н в отглагольном слове (нн или н ), можно определить, какая это часть речи.

Таким образом, имеет смысл выучить следующие два пункта (это основное правило):

1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн ; как правило, эти причастия имеют при себе

  • приставки : ис правленн ая рукопись ;
  • зависимые (пояснительные) слова: правленн ые корректором страницы .

2. При отсутствии приставок или пояснительных слов обычно образуются имена прилагательные , в которых пишется н : правлен ый текст, бешен ый волк, вялен ая вобла, глажен ые брюки, золочён ые изделия, ломан ая линия, путан ый ответ, рван ая рана, сеян ые травы, стиран ое бельё и т.п.

за мощённ ые дороги (причастие) — мощённ ые булыжником дороги (причастие) — мощён ые дороги (имя прилагательное) .

1. Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выяснение вопроса о написании нн н ) иногда производится не по правилу, а по смыслу.

Например, в предложении Будучи раненным , солдат оставался в строю слово раненным пишется с н н , несмотря на отсутствие при нем приставки и пояснительных слов: оно сохраняет глагольное значение, указывает не на постоянный признак-качество, а на временное состояние, т.е. является причастием, а не прилагательным; отглагольные прилагательные действия не обозначают и отвечают на вопросы: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?

Аналогично решается вопрос в предложении: Такие же худые женщины выносили на улицу тазики, стирали бельё, переговаривались и тут же развешивали стиранное (М. Шагинян).

Наоборот, в сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм, стираное-перестираное бельё, стреляный-перестреляный воробей, штопаные-перештопаные чулки и т.п. во второй части сложных слов, несмотря на наличие приставки пере- , целесообразно писать одно н , так как сложное слово все в целом имеет значение прилагательного (высокая степень качества), а не значение «прилагательное плюс причастие».

Примечание 1. При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова, например: верченый парень (ветреный, легкомысленный), конченый человек (ни на что больше уже не способный), писаная красавица (красивая, как на картине), Прощёное воскресенье (последнее воскресенье перед Великим постом).

Примечание 2. Не влияет на написание отглагольных прилагательных наличие приставки -не , например: неезженый, нехоженый, незваный, непрошеный, некошеный, некрашеный, некрещёный, неписаный (закон), непуганый .

Примечание 3. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, горячекатаный, холоднокатаный, цельнокатаный, цельнокроеный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др. (ср. с такими же терминами, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, малонаезженный, свежезамороженный и др.).

Примечание 4. Два н пишутся в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (брошенный, данный, купленный, лишённый, пленённый и др.), и в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (виданный, виденный, слыханный, читанный и др.).

2. С н н пишутся слова с приставками, даже если они имеют значение имени прилагательного, например: выдержанное вино, наложенным платежом, подержанные книги, поношенное платье, ускоренный шаг .

Исключения: назвáный брат, посажёный отец, смышлёный мальчик .

3. С н н пишутся прилагательные глагольного происхождения на -ованный, -ёванный , например: балованный ребёнок, рискованный проект, корчёванный участок . Исключения: в прилагательных кованый и жёваный сочетания -ов- и -ёв- входят в состав корня, а не суффикса.

Примечание. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется н н или н в соответствии с производящей основой, например:

а) бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник ;

б) вареник, копчёности, мороженое, мученик, труженик, ученик .

То же самое относится к производным наречиям, например: деланно улыбаться, нежданно-негаданно явиться, путано отвечать .

4. В кратких страдательных причастиях , в отличие от полных, пишется одно н , в кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание нн . Ср.:

Мировая общественность была взволнована сообщением о зверствах фашистов . — Игра актёра была проникновенна и взволнованна (отглагольные прилагательные отвечают на вопросы: к а к о в?
к а к о в а? к а к о в о? к а к о в ы?).

В период дворцовых переворотов в России многие фавориты были приближены ко двору и возвышены . — Идеалы и стремления революционеров были возвышенны .

Эта девушка воспитана в интернате . — Манеры этой девушки свидетельствуют о том, что она умна и воспитанна .

Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны . — Сюжеты этих произведений сложны и запутанны .

Вам всегда везёт, вы, по-видимому, избалованы судьбой . — При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны .

С точки зрения логики эти выводы мало или даже совсем не обоснованы . — Предъявленные нам требования произвольны и необоснованны .

Масштабы работ были ограничены отпущенными средствами . — Его возможности ограниченны (т. е. малы).

Врачи были озабочены состоянием больного . — Шторм усиливался, и лица моряков были серьёзны и озабоченны .

Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы . — Чрезвычайные меры в этих условиях были необходимы и вполне оправданны .

Все варианты дальнейшей игры шахматистом до конца продуманы . — Ответы учеников были содержательны и продуманны .

Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные пишутся в полной форме с н н , а в краткой — с одним н , подобно причастиям, с которыми их сближает наличие приставки и значение вида, например: заплаканные глаза — глаза заплаканы, заржавленные ножи — ножи заржавлены, поношенное платье — платье поношено .

То же в сложных словах, например: общепризнанное превосходство — превосходство общепризнано, свежезамороженные ягоды — ягоды свежезаморожены .

Примечание 2. В некоторых именах прилагательных допускается двоякое написание в краткой форме в зависимости от значения и конструкции. Ср.:

Сестра намерена вскоре уехать («имеет намерение» — в сочетании с инфинитивом). — Его дерзость намеренна («нарочита» — без инфинитива).

Мы преданы Родине (в сочетании с дополнением в дательном падеже). — Старые друзья всегда преданны (без дополнения).

Наши легкоатлеты уверены в победе (с дополнением). — Движения гимнастов легки и уверенны (без дополнения).

Упражнение на тему «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» (из пособия Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»)

Задание:

Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий и отглагольных слов гласные буквы и Н или НН.

  1. Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на.
  2. Гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н.
  3. Печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб, хлеб выпеч..н.
  4. Кипячё..ное молоко, вскипячё..ное молоко, некипячё..ное молоко, свежекипячё..ное молоко, кипячё..ное матерью молоко, молоко вскипяч..но.
  5. Пис..ная красавица, непис..ный закон, испис..ные листы, пис..ный маслом портрет, портрет напис..н маслом.
  6. Краш..ные полы, некраш..ные полы, свежекраш..ные полы, свежевыкраш..ные полы, выкраш..ные полы, краш..ные масляной краской полы, полы покраш..ны.
  7. Пил..ный сахар, пил..ный на лесопилке лес, распил..ное бревно, бревно распил..но.
  8. Мощё..ная дорога, немощё..ная дорога, вымощ..ная дорога, мощё..ная булыжником дорога, дорога вымощ..на булыжником.
  9. Варё..ный картофель, свар..ный картофель, варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н, варе..ник.
  10. Рва..ные штаны, порв..ные штаны, рва..ные в нескольких местах штаны, штаны порв..ы.
  11. Лом..ный грош, слом..ная подкова, игрушка слом..на.
  12. Плавл..ный сыр, расплавл..ный металл, монеты переплавл..ны.
  13. Беш..ный ритм, взбешё..ный старик, беш..но сверкая глазами.
  14. Пут..ный рассказ, запут..ная история, говорить пут..но, все нитки перепут..ны.
  15. Гашё..ная известь, негашё..ная известь, погаш..ная сигарета, сигарета погаш..на.
  16. Ран..ный солдат, изран..ный солдат, легкоран..ный солдат, легко ран..ный в ногу солдат, солдат изран..н.
  17. Белё..ное полотно, небелё..ное полотно, побелё..ная стена, белё..ная в прошлом году мазанка, стена побел..на.
  18. Се..ная мука, несе..ная мука, просе..ная мука, мука просе..на.
  19. Тка..ный ковёр, сотк..ный ковёр, тка..ный вручную ковёр, домотка..ный ковёр, златотка..ные мантии.
  20. Народ зва..ный и незва..ный, прозв..ный Батькой Пугачёв, назв..ный брат, назв..ный в честь отца сын.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: