Самый неграмотный человек в мире. Грамотность и население

Раньше я уже анализировал вопрос «отупения» молодежи, которое старики часто связывают с компьютеризацией и влиянием новых технологий на неокрепшие умы. Вы можете почитать . Сегодня, после прочтения одного поста на «Баше», захотелось порассуждать о том, почему в интернете так много людей пишет с ошибками в орфографии.

Безграмотный – не значит глупый

Я никогда не принадлежал к категории людей, прозванной «граммар-наци», не имел привычки придираться к правописанию оппонентов в спорах (так делают лишь те, кому нечего сказать по сути дискуссии). Но, будучи еще зеленым юнцом, я весьма критично воспринимал тех, кто пишет с обилием ошибок. Путаница с «тся/ться», «не/ни», «е/и», слитное написание вместо раздельного и наоборот, а также другие вопиющие ошибки заставляли усомниться в интеллектуальном уровне человека, тем самым ставя его его под сомнение. Но со временем все изменилось.

Жизненный опыт и общение с самыми разными людьми показали, что уровень грамотности в письме слабо коррелирует с умственными способностями. Конечно, если уровень интеллекта человека позволяет даже Форресту Гампу почувствовать себя мудрецом на его фоне, то он наверняка будет писать с кучей ошибок. В этом случае безграмотность действительно является следствием слабых умственных способностей, но не всегда пишущий с ошибками – дурак.

Лишь немногие личности способны симметрично развивать и поддерживать все возможности своего мозга. Большинство людей специализируется на узком круге задач, в которых демонстрирует высокий уровень навыков, но может иметь минимальную компетенцию в непрофильных сферах. Врач, не умеющий устанавливать ОС и не знающий ничего об устройстве видеокарты, как и инженер, не знакомый со строением уха – обычное дело. Ведь это темы, совершенно не касающиеся их деятельности, а потому разбираться в них эти люди не обязаны.

Никто не будет упрекать повара в незнании устройства коробки передач, главное, чтобы он готовил вкусно. Но умение грамотно писать считается базовым и обязательным навыком для всех, поэтому тот же повар может быть подвергнут критике за обилие ошибок. Такая точка зрения имеет право на жизнь, ведь умение четко передавать свои мысли в текстовом виде бывает очень важно. Однако не стоит держать человека за дурака только потому, что он пишет с ошибками. Если он хочет избавиться от этого недостатка – можно попробовать просто тактично указать на ошибки. Если же человек не хочет или не может заниматься «самоликбезом» – придирки бесполезны.

Публично критикуя безграмотность, вы лишь рискуете выставить себя не в лучшем свете. Ведь умников, поучающих других по поводу и без, не любят даже больше, чем дураков. Демонстрируя, что «вокруг все содомиты окаянные, а я французский дворянин», сложно что-то кому-то донести и убедить в значимости своих аргументов. Включая режим «граммар-наци», вы рискуете сами столкнуться с еще большим негодованием общества в ответ.

Почему люди пишут с ошибками

Если безграмотность не является следствием глупости, то стоит разобраться, почему тогда люди пишут с ошибками. А тут все просто: любой навык требует тренировок, и не имеет значения, физическое это умение или интеллектуальное. Гимнаст проявляет чудеса акробатики на турнике, отточив свои действия до автоматизма, а писатель или секретарь точно так же «на автомате» строчит тексты десятью пальцами, не глядя на клавиатуру. Маловероятно, что человек, впервые взявший в руки мяч, с первой же попытки сможет чеканить его на ноге 10, 50 или 100 раз. То же самое касается и грамотного письма.

Для того, чтобы писать без ошибок, нужно сначала усвоить много текстов, написанных литературным языком. Но, как известно: «чукча не читатель – чукча писатель». Азбуку в начальной школе изучают все, но много книг читают единицы. Даже учебники «от корки до корки» почти никто не штудирует, не говоря уже о чтении классики для саморазвития. Наоборот, злая училка и принуждение заставляют некоторых людей возненавидеть произведения, занимающие больше пары-тройки страниц, порождая отвращение к чтению длинных опусов.

Если не читать много книг – правильное написание слов и словосочетаний не засядет в мозге, закрепившись «на уровне прошивки». А без этого, для написания грамотных сообщений придется вспоминать правила орфографии, тем самым тратя умственные ресурсы не только на содержание, но и форму месседжа. Это сложно, это отвлекает от темы разговора, да и сами правила нужно твердо помнить.

Так как человек – существо, которое всегда ищет способы преодоления или избежания трудностей (без этого мы бы до сих пор сидели на деревьях, виляя хвостиками), большинство попросту не заморачивается с правописанием. Ученый, инженер или врач, который читает других и пишет сам, в процессе работы наверняка освоит грамотное письмо, вне зависимости от степени заинтересованности в этом. А вот специалист, который мало сталкивается с текстами, может допускать кучу ошибок в письме, даже будучи высококлассным профи.

Почему безграмотность так распространена в интернете и что делать

Чтобы ответить на вопрос почему так много людей в интернете пишет с ошибками, нужно опустить в нем последние три слова. Ведь корень данной проблемы в том, что интернет, который еще лет 20 назад был доступен малой аудитории, превратился в массовое и жизненно важное благо цивилизации. Если на рубеже веков основная аудитория сети состояла из IT-специалистов, творческих личностей и высокообразованных «технарей», то сейчас в интернете сидят почти все: от седого профессора и крупного бизнесмена до дворника, ученика ПТУ или школьника-второклассника.

Люди, которые думают, что проблема безграмотности сейчас выражена немного сильнее, чем в годы их молодости, не учитывают произошедших перемен. В советские годы из доступных способов общения были только личные разговоры, телефон и почта. Общаясь с другим человеком устно, невозможно оценить уровень его грамотности, письма могли читать только те, кому они адресованы, а пометки на полях газеты, журнала или книги видел лишь владелец этого печатного издания. Кроме того, те, кто не силен в письменных делах, никаких пометок нигде не делали, а письма близким писали редко.

В наше время все изменилось. Сейчас любой может за день оставить сотню комментариев на разных ресурсах, поддерживать дискуссии в соцсетях и на тематических порталах, тем самым демонстрируя свою безграмотность всем и сохраняя ее доказательства. Из-за этого у стороннего наблюдателя может складываться впечатление, что все плохо, народ глупеет, уровень образованности падает, и вообще, «раньше было лучше». Но это впечатление ошибочное, то, что люди пишут с ошибками – говорит лишь о том, что люди пишут с ошибками, но никак не отражает каких-то временных тенденций.

Безграмотность – это нехорошо, но ничего ужасного в этом нет. Плохо, когда врач не может отличить гастрит от пищевого отравления, плохо, если автомеханик не понимает, чем метрическая резьба отличается от дюймовой, или если сварщик не знает, почему нельзя резать баллон из-под пропана, предварительно не залив его водой для вытеснения остатков газа. Это все – признаки вопиющего непрофессионализма, явно указывающие, что человек находится не на своем месте. А вот письмо с ошибками указывает лишь на то, что человек не умеет грамотно писать.

Безграмотность можно воспринимать по-разному, можно критиковать ее, а можно закрывать глаза. Но если человек не умеет и не хочет учиться – вы ничего не измените. Если речь идет не об ученом, писателе или блогере, который по роду занятий обязан писать без ошибок, не стоит слишком критично воспринимать это. Современному человеку по жизни приходится знать очень много, а потому в наше время умение хорошо писать – это фактически профессия, навык, который позволяет заработать на хлеб насущный.

Идя к врачу, вы платите ему за то, чтобы он помог одолеть болезнь, а не выслушивать лекции по анатомии, физиологии и фармакологии. Вот и в случае с ошибками не стоит слишком остро воспринимать их, если автор не специалист в области письма. Если текст содержит ошибки орфографии, пунктуации или грамматики, но суть его весьма точна – лучше относиться к ошибкам спокойнее. Ну а если от безграмотности страдаете вы – стоит попытаться избавиться от этого недостатка, ведь совершенству нет предела, а возможности человека шире, чем может казаться.

Универсальных определений и стандартов грамотности не существует. Поэтому точную статистику уровня грамотности в России назвать сложно. Но все же она существует.

По данным ОООН Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам. Но стоит учесть, что эти данные были актуальны на 2013 год, когда проводились последние исследования. К 2016 году ситуация явно улучшилась, учитывая общий прогресс развития грамотности в России.

Так, если в начале 90-х гг. XX века в стране было чуть более 2 000 0000 неграмотных взрослых, то к 2013 году их число сократилось до примерно 400 000.

Результаты опросов и исследований уровня грамотности

Таким образом, по последним данным статистиков, в возрасте 15 лет и старше примерно 99,4 % населения Российской Федерации умеют читать и писать. При этом среди мужчин 99,7 % являются грамотными, а среди женщин 99,2 %.

Уровень грамотности повысился не только за счет повышения качества образования, открытия новых школ и других учебных заведений, но и за счет появления стремления учиться у самих россиян, которые активно пользуются словарями. Более 40% русского населения прибегают к различным словарям еженедельно.

При этом после энциклопедического (46% опрошенных назвали его первым) наиболее востребованным является орфографический словарь (около 20% опрошенных), а это верный путь к повышению уровня грамотности. Регулярное использование словаря позволяет не только запомнить написание слов, но и значительно расширить кругозор и словарный запас. Предпочтение отдается электронному варианту словаря (60%), что вполне логично в наши дни.

И самое важное - последние опросы показали, что более 30% опрошенных прибегают к словарю именно для саморазвития, а не для учебы и работы.

Что показал ЕГЭ-2016?

Здесь наблюдается прогрессивная шкала. По результатам ЕГЭ-2016, показавшим увеличение количества учеников, получивших высокие баллы за тест по русскому языку, можно сделать вывод о росте грамотности российских школьников.

В пользу этого также свидетельствует сокращение числа учащихся, не преодолевших нижний порог баллов, требуемый для получения аттестата, на 0.5% по сравнению с предыдущим годом.
В 2016 году не сдавшие ЕГЭ по русскому языку составили 1% от всех тестируемых, количество же учащихся, набравших свыше 80 баллов, увеличилось на 5.5% по сравнению с 2015 годом, когда высокие баллы получили 20% экзаменующихся (в 2016 - 25,5%). Также выросло число учеников, показавших результаты свыше 90 баллов.

Результаты "Тотального диктанта" 2016 года

Напомним, что первый массовый диктант, нацеленный на проверку знаний по русскому языку, состоялся 12 лет назад, и с тех пор проводится ежегодно. В мероприятии может поучаствовать любой желающий.
"Тотальный диктант - 2016" собрал около 150 тысяч участников, что превысило прошлогоднее количество в 1,5 раза. Более 18 тысяч человек писали диктант, находясь за пределами России. При этом отличную оценку, означающую профессиональное владение языком, получили около 1% участников, что является хорошим результатом, учитывая общее количество русскоязычного населения в мире.

Словарный запас современного россиянина

По последним данным статистики в русском языке насчитывается примерно 500 000 слов, однако в обыденной жизни люди используют порядка 3000.
Словарный запас школьника составляет 2000 - 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 - 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.

Это хороший результат, но важно учитывать, какие именно слова знает человек. Преобладает ли в его речи молодежный сленг или жаргон, или в его активном и пассивном запасе преимущественно используются научные термины или другие "более качественные" слова.

Способы поднятия уровня грамотности

Сегодня, во времена Интернета, эта задача стала более решаемой, чем раньше. Можно выделить несколько основных и наиболее актуальных способов повышения уровня грамотности русского языка.
Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник (если вы не имеете их в бумажном виде) были у вас в закладках браузера.

Второй важный момент - это чтение. Больше читайте. Тем более это также можно сделать посредствам интернета. Но помните, что важно выбирать хорошие книги, лучше русских классиков, так как уровень грамотности русского языка у многих современных "писателей" иногда оставляет желать лучшего.

И третий способ - пользуйтесь различными порталами и сайтами, посвященными русскому языку. К сожалению, таких проектов сегодня в Интернет немного. Но все же они есть. Например, много полезной информации представлено на образовательном портале Textologia.ru. Здесь можно найти и правила орфографии и пунктуации, и теоретические сведения по разным филологическим дисциплинам, и интересные статьи по теории и истории литературы. Также на сайте есть сервис "Задать вопрос" и форум, где можно получить ответы на вопросы, что очень помогает при обучении.

Кстати, в написании этой статьи нам также помог журнал Текстология.ру, который предоставил статистические данные и другие сведения, приведенные выше. Хотелось бы видеть в сети больше подобных проектов, тогда, возможно, уровень грамотности в России был бы выше, и наша страна смогла бы делить первые места мирового рейтинга.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что в последние годы в России наблюдается общий рост уровня грамотности, а данные, полученные в текущем году, демонстрируют прогресс в области владения родным языком среди русскоговорящего населения. Поэтому вполне можно ожидать, что к 2020 году наша страна займет более высокие позиции в общем рейтинге, показав всему миру, что россияне - образованные и грамотные люди. Главное - это стремление повысить свой уровень грамотности и желание не останавливаться на достигнутом, продолжая развитие вне зависимости от возраста и жизненных обстоятельств.

Казалось бы, с грамотностью в XXI веке особых проблем возникать не должно. Однако, по данным ЮНЕСКО, сегодня около 781 млн. взрослых в мире не умеют правильно читать и писать. Причем неграмотное население есть и в развитых странах. Мы решили подробнее узнать о статистике, основных факторах и географии неграмотности на планете.

Показатели грамотности среди взрослых и молодежи

Как уже отмечалось, на планете 781 млн. неграмотных взрослых людей. Такие показатели по состоянию на 2012 год в сентябре прошлого года обнародовал Институт статистики при ЮНЕСКО. К категории взрослых статистики относят людей старше 15 лет. Исследователи также выделяют среди них группу молодежи — людей в возрасте от 15 до 24 лет, неграмотных среди которых 126 млн. За последнее десятилетие эти показатели стали меньше, однако вопрос остается актуальным, особенно в гендерном аспекте, ведь в обоих случаях — среди взрослых в целом и молодежи в частности — две трети (более 60%) неграмотных являются представительницами женского пола.

Почему неграмотных женщин больше?

Среди причин такого неравенства культурные и социальные нормы той или иной страны, низкий уровень качества жизни и т.д. Так, к примеру, в Индии только одна из трех девушек заканчивает начальную школу. Они бросают учебу, потому что вынуждены помогать по хозяйству дома, ухаживать за меньшими братьями-сестрами или больными родственниками, устраиваться на работу, чтобы заработать на жизнь. Кроме этого, многие родители скорее инвестируют в обучение своих сыновей, чем дочерей, учитывая сложившиеся в обществе традиции и нормы. Также во многих развивающихся странах преградами на пути обучения девушек становятся ранние браки и материнство.

Обычно представительницы слабого пола в таких странах просто не имеют возможности ходить в школу. В то же время, даже если такая возможность существует, то социальный и семейный уклад влияет на уровень полученных знаний. Из-за нерегулярного посещения занятий и невыполнения домашних заданий успешность девушек падает, что часто также ведет к исключению из школы.

Правительства стран, в которых существуют проблемы с грамотностью среди женского населения, пытаются повлиять на ситуацию. Так в Азербайджане попытка улучшить статус женщин заключалась в обеспечении бесплатного образования, реформы о равенстве прав и активной поддержке лидерства среди женщин. Однако такие шаги могут быть эффективными в городах, но в отдаленных сельских районах сложнее противостоять древним традициям патриархальных сообществ. В Эфиопии, например, запрещается заключать браки до 18 лет. Несмотря на это молодые девушки часто становятся жертвами «похитителей», которые таким образом получают невест для своих сыновей, причем похищая учениц прямо по дороге в школу. Сам страх перед такими действиями ведет к тому, что родители запрещают своим дочерям ходить в школу. По Африке стоит также отметить, что в некоторых странах континента хорошее образование девушки повышает, так сказать, «цену» за нее как за невесту (речь идет о своеобразном для этих стран выкупе).

География грамотности

Уровень грамотности зависит также от уровня достатка страны, поэтому самые низкие показатели грамотности в развивающихся странах. Так меньше 50% грамотных насчитывается в 14 государствах, принадлежащих преимущественно к Субсахарной Африке, Южной и Западной Азии. Среди них Афганистан, Бенин, Буркина-Фасо, Гаити, Гвинея, Эфиопия, Кот-дИвуар, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Сьерра-Леоне, Центральноафриканская республика, Чад.

В то же время за последние двадцать лет страны арабского мира, Южной и Западной Азии существенно улучшили ситуацию с грамотностью. Так за период между 1990 и 2012 годами количество грамотного населения в арабском мире выросло с 55% до 78% среди взрослых в целом и с 74% до 90% среди молодежи в частности. В Южной и Западной Азии эти показатели изменились следующим образом: с 47% до 63% среди взрослых в целом и с 60% до 80% среди молодежи.

Отдельно хочется сказать об Афганистане, который в 2011 году впервые за последние более чем тридцать лет обнародовал свои новые показатели, и где можно наблюдать значительный прогресс, ведь, по новым результатам, доля грамотного взрослого населения в стране достигла 32%, по сравнению с 18% в 1979 году. Если рассматривать отдельно возрастную группу от 15 до 24 лет, то в ней этот показатель вырос с 30% в 1979 году до 47% в 2011. В то же время гендерное неравенство остается в Афганистане высоким: только 18% взрослых женщин умеют читать и писать, по сравнению с 45 % среди мужчин. У молодежи ситуация несколько лучше: 32% грамотных представительниц женского пола и 62% мужской.

Больше всего неграмотного населения проживает в Индии — 287 млн., что составляет 37% от общего количества неграмотных в мире. Такие цифры обнародовало ЮНЕСКО в еще одном исследовании — The EFA Global Monitoring Report. В целом уровень грамотности в Индии вырос с 48% в 1991 году до 63% в 2006 (последние показатели были предоставлены именно в этом году). Однако рост численности населения нивелировал достижения, поэтому количество неграмотных взрослых индийцев осталось без изменений. За период между 1985-1994 и 2005-2011 годами выросли показатели неграмотности, преимущественно так же в результате роста населения, и в Бангладеш, Нигерии, Эфиопии. В то же время Китай за этот же промежуток времени сумел достичь значительных результатов в борьбе с неграмотностью, уменьшив количество неграмотных на 130 млн. или на 71%.

Есть неграмотные и в развитых странах, таких как США, Германия. Например, в Германии проживает 7,5 млн. неграмотных людей, что составляет около 9% от общей численности населения страны.

Грамотность молодёжи

«Свобода обещала грамотность; свобода обещала избавление от невежества, угнетения, нищеты; свобода даёт возможность делать что-то новое, выбирать» Коитиро Мацуура, 2001

Минимальное определение грамотности — «умение читать, писать и давать короткие простые заявления о своей повседневной жизни». В возрасте 15-24 лет, из всех живущих в мире, 88% являются грамотными. Более половины из этой возрастной группы проживают в Азии.
Большинство молодых людей, живущих в большинстве стран мира может читать и писать. Только пять государств имеют менее 50% грамотной молодёжи. Четыре из этих пяти стран находятся в Северной Африке. В Японии записан самый высокий уровень грамотности среди молодёжи на одной территории.

Наибольшее количество грамотной молодежи живёт в Восточной Азии, где уровень грамотности молодежи составляет 98,9%. Из 12 регионов, 8 имеют грамотность молодёжи более 95%.

Грамотность взрослых

«Меня как-то меньше интересуют вес и извилины головного мозга Эйнштейна, чем почти полная уверенность в том, что люди равные ему талантом жили и умерли на хлопковых полях потогонной системы». Стивен Джей Гулд, 1980

Во всём мире 3600000000 грамотных взрослых, 82% взрослого населения умеют читать и писать простые сообщения. Здесь к взрослым относятся люди в возрасте старше 15 лет. Процент грамотных среди взрослых всегда ниже, чем у молодёжи — во всех регионах мира. Наибольшие различия наблюдаются в Северной Африке — 17% , в Центральной Африке — 13% , в Юго-Восточной Африке — 11% . Наименьшая разница между ставками грамотности молодёжи и взрослых, составляет 1%, в Японии. Крупнейшее население грамотных взрослых живёт в Китае, Индии и Соединенных Штатах. В Индии уровень грамотности 61%, а на двух других территориях — 91%.

Неграмотные девушки

Самый большой разрыв между мужской и женской грамотностью в Южной Азии, Северной Африке и Юго-Восточной Африке. В Пакистане, число неграмотных мальчиков вычитается из числа неграмотных девушек, в результате получается 2600000 «лишних» девушек, которые не могут читать и писать, то есть на 24% девушек в возрасте 15-24 лет там больше, чем неграмотных парней того же возраста.

Наибольшая неграмотность среди девушек Ближнего Востока — в Йемене. В странах Восточной Европы наибольшая женская неграмотность — в Турции, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — в Индонезии, в Южной Америке это Гватемала, а в Северной Америке — в Соединенных Штатах.

Неграмотные женщины

«Неграмотность, по существу, есть проявление социального неравенства, неравенство в распределении власти и ресурсов в обществе». Бхарати Silawal-Гири, 2003

В Южной Америке и Западной Европе мужчины и женщины имеют очень схожий уровень грамотности. В других местах, особенно в Индии, Китае, Пакистане и Исламской Республике Иран, есть очень большое число женщин, которые не могут читать и писать, по сравнению с мужчинами, живущих там. Мужчины и женщины, уровень грамотности в Йемене: 69% и 28%, в Непале соответственно 62% и 26%, в Мозамбике — 62% и 31%, а в Центрально-Африканской Республике разрыв составляет составляют 64% и 34%.

Начальное образование

«Каждый человек имеет право на образование», в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека. Вторая цель развития тысячелетия является достижение всеобщего начального образования. В 2002 году 5 из 6 детей школьного возраста были охвачены начальным образованием во всём мире. Тем не менее, регистрация не гарантирует посещаемость, или завершение образования.

Если начальное образование продолжается за пределами ожидаемых лет охвата, то статистика может превышать 100%. есть впечатляющие результаты — 108% учащихся. На другой стороне Атлантического океана, только 30% детей в Анголе, обучаются в начальной школе.

Среднее образование

В мире примерно 73 млн. детей, обучающихся и получающих среднее образование, из возможных 122 000 000 детей. То есть только 60% детей получают среднее образование.

В Китае в среднем 89% получают среднее образование, а в Индии показатель составляет только 49%. Цифры в Африке еще ниже: 45% в Северной Африке, 25% в Юго-Восточной Африке и 13% в Центральной Африке. Самый низкий он — 5% в Нигере.

Что является обязательным в некоторых государствах, становится редкостью для других странах. Самая большая популяция учащихся — в Китае: там живёт четверть всех учащихся средних школ в мире.

Девочек нет в начальной школе

Территорией, где отмечается самый большой абсолютный разрыв между зачислением девочек и мальчиков в систему начального образования, является Индия. В Индии, в первые 5 лет начальной школы, обучается на 8 миллионов девочек меньше, чем мальчиков. Это в 10 раз больше, чем в любой другой стране.

Другие страны, где отмечается наибольшая разница в процентах между девочками и мальчиками, среди учащихся начальных школ, это: Йемен, Чад, Бенин и Нигер. На 2,5 миллиона девочек меньше, чем мальчиков, обучается в Северной Африке, это лишь часть, всего 9 миллионов девочек, которые могли бы быть зарегистрированы на первые 5 лет обучения там, но этого не происходит.

Девушек нет в средней школе

Территории с большой разницей в соотношении парней и девушек на уровне средней школы, часто имеют ту же разницу, как в начальной школе. На тех же территориях, значительно меньше девушек в системе среднего образования: разрыв между общим числом девушек и юношей в каждой группе составляет около 3 миллионов по всему миру.

В 104 странах, мальчики и девочки в равной степени поступают в учебные заведения; а есть ряд стран, где набор девочек несколько выше, чем мальчиков. Эти территории находятся главным образом в Южной Америке, Северной Америке, Восточной Европе и Западной Европе. Аномалии в этих регионах, когда мальчиков идёт в среднюю школу больше, чем девочек, включают в себя страны: Перу, Гватемалу, Болгарию, Италию и Швейцарию.

Высшее образование

Высшее образование есть высшее образование. Оно наступает после среднего или профессионального образования. В мире около 105 миллионов студентов зачисляются в высшие учебные заведения ежегодно. Самый высокий процент пожилого населения студентов поступает в Финляндии. В Финляндии в 3,6 раза этот показатель выше, чем среднем в мире — в 140 раз шанс получить высшее образование больше, чем в Мозамбике.

Территории, которые имеют низкое число людей, идущих в систему высшего образования, находятся в основном в Центральной Африке. Индия направляет половину своих людей со средним образованием в вузы, Китай приближается к 2/3, и только 4 из 24 стран Ближнего Востока имеют самые низкие показатели.

Женщины не в системе высшего образования

Там, где большинство девочек получают среднее образование, там женщин впоследствии поступает в высшие учебные заведения больше, чем мужчин. Исключение составляют Япония, где 46% студентов высших учебных заведений составляют женщины, и Республики Корея — 34%. Где меньше девочек, чем мальчиков получают среднее образование, там соотношение женщин и мужчин, как правило, хуже, на уровне высшего образования. Там, где многие даже не получают начального образования, в высших учебных заведениях ещё меньше женщин. В Центральной Африке, в Северной Африке, Южной Азии и Юго-Восточной Африке, гендерные различия начинаются уже в начальной школе. В 122 странах число женщин в высших учебных заведениях такое же или больше, чем у мужчин, в результате чего общее число студентов и студенток равны.
«Грамотность населения. Мировая статистика»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: