Дистанционное обучение: плюсы и минусы. Методическая разработка " Обучение на дому

Образование является важным условием для успешной карьеры. Но не каждый человек может себе позволить поступить в престижный вуз на дневную или заочную форму обучения, так как это требует немалых финансовых затрат.

Кроме того получению диплома таким способом могут препятствовать такие факторы, как работа, необходимость обеспечения семьи, здоровье, а также географическая удаленность вуза от постоянного места проживания учащегося. Так что же делать?

В нашу эпоху цифровых технологий и интернета можно получить высшее образование, не выходя из дома. В этом вам поможет дистанционная система обучения.

Что это такое?

Дистанционное образование – это обучение на удаленном расстоянии без необходимости личного посещения вуза.

Студент и преподаватель, которого называют тьютором, могут находиться на разных континентах, но это не мешает учебному процессу.

Чаще всего эту форму обучения выбирают люди, которые хотят получить второе образование или повысить свою квалификацию, и уже имеют определенную базу знаний по выбранной специальности. Но можно, как говорится, и с нуля начать учиться.

После прохождения курса обучения выдается документ, который имеет такую же правовую силу, как и обычный диплом, полученный после окончания вуза.

Срок обучения зависит от выбранной специальности и составляет 3,5-5 лет. Он может существенно варьироваться в зависимости от интенсивности вашего графика учебы, так как вы сами выбираете индивидуальную программу обучения.

Стоит отметить, что далеко не все специальности можно освоить с помощью дистанционного обучения. Например, нельзя выучиться на врача не посещая вуза для получения практических знаний. Чаще всего курсы дистанционного образования включают специальности, связанные с информационными технологиями и коммерцией.

Теперь давайте подробнее выясним, как это обучение происходит?

У каждого студента на сайте его вуза есть его персональная страничка, куда преподаватели отправляют пособия, учебники и необходимые учебные материалы для самостоятельного изучения предмета, а также задания, выполнив которые, студент обязан отправить их на проверку преподавателю.

Таким же образом сдаются все тесты, зачеты и экзамены. Затем преподаватель также с помощью электронной почты сообщает студенту его оценку или отправляет обратно его работу для исправления ошибок.

Существует несколько видов технологий дистанционного обучения:

  1. Кейс-технология. Она предполагает использование бумажных носителей в виде рабочих тетрадей, которые тьютор регулярно проверяет. Взаимодействие между учащимся и преподавателем в этом случае осуществляется с помощью почтовых пересылок или же личных встреч в учебных центрах.
  2. Телевизионно-спутниковая технология. Она очень редко используется из-за дороговизны и отсутствия у учащихся технической возможности ее применения. Главный ее недостаток – это отсутствие обратной связи между тьютором и учеником.
  3. Сетевая технология или интернет-обучение.

Чаще всего дистанционное образование включает в себя все эти три технологии, но в разных пропорциях. Конечно, в учебном процессе преобладает использование интернета, но учащиеся также получают диски с учебными материалами и лекциями.

Как и у всех форм обучения у дистанционного образования тоже есть свои преимущества и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • Возможность обучения в любом вузе мира. Независимо от вашего географического местоположения и часового пояса вы можете получить все необходимые знания, не выходя из дома. Это особенно важно для людей с инвалидностью, а также для тех, кто проживает в таких регионах, где нет возможности получить образование из-за отсутствия подходящих высших учебных заведений. Диплом об окончании вуза таким способом могут получить даже мамы, заботящиеся о своих маленьких детях, и лица, отбывающие срок в местах лишения свободы.
  • Стоимость дистанционного обучения значительно ниже, чем очной или заочной формы, так как отсутствует личный контакт с преподавателями, например для прослушивания лекций, а значит, вам не нужно оплачивать их рабочее время. К тому же у вас нет необходимости ехать в другой город или страну для учебы в вузе и, таким образом, вы экономите на проезде и проживании.
  • Гибкий график обучения. Каждый учащийся сам решает, сколько времени ему необходимо потратить на изучение данного предмета, и, исходя из этого, сам рассчитывает продолжительность своих занятий. Кроме того в некоторых вузах можно отложить обучение на длительный срок и позже вернуться к нему без необходимости повторной оплаты.
  • Возможность учиться в любом удобном для вас месте без отрыва от основного вида деятельности. Это означает, что вы можете учиться даже во время перерывов на работе, и вам не нужно брать отпуск, чтобы сдать очередные зачеты или экзамены. Вы даже можете прослушивать лекции или выполнять задания, сидя дома на удобном диване, или находясь на отдыхе в далеких странах.
  • Быстрое и эффективное взаимодействие между учеником и преподавателем. Чаще всего общение между ними осуществляется с помощью интернета, поэтому у ученика всегда есть возможность задать интересующий его вопрос и быстро получить на него ответ, и при этом не нужно назначать личную встречу.
  • Использование современных технологий в учебном процессе.
  • Доступность учебных материалов. Бывает так, что в вузах нет достаточного количества учебников и различных пособий, поэтому их приходиться покупать. При дистанционном образовании все необходимые учебные материалы находятся в электронном виде, поэтому у учащихся всегда есть все, что нужно для получения знаний в полном объеме.
  • Спокойная обстановка. Учащийся испытывает меньший стресс при прохождении тестов и сдачи зачетов и экзаменов, так как отсутствует личный контакт с тьютором, и ему не нужно думать о том, какое впечатление он производит на преподавателя.

Есть и минусы у этой формы образования. К ним можно отнести:

  • Наличие жесткой самодисциплины и сильной мотивации. Русский человек склонен к лени. В дистанционном образовании очень важно самостоятельно настраиваться на учебу, но некоторым людям это тяжело сделать без посторонней помощи. Учащийся должен иметь хорошую силу воли и самодисциплину, чтобы вовремя выполнять все задания, так как такая форма обучения хоть и имеет гибкий график, но у нее все же есть обязательные контрольные точки, которые нужно своевременно проходить.
  • Недостаток практических знаний. Дистанционное образование не может дать учащемуся практические навыки работы по выбранной специальности.
  • Отсутствие личного контакта с преподавателем и сокурсниками. Это может стать негативным моментом для людей, которые любят общаться вживую, а не с помощью интернета. Кроме того некоторым учащимся намного лучше запоминать учебный материал на слух, когда преподаватель читает лекцию, а не зубрить его по учебникам.
  • Необходим постоянный доступ к интернету и источникам информации. Не у всех людей, желающих получить дистанционное образование, есть возможность постоянного доступа к интернету, а у некоторых даже нет компьютера.
  • Недостаточная компьютерная грамотность. Для того чтобы в полном объеме получить все необходимые знания учащийся должен быть технически подкован и разбираться в использовании компьютерных онлайн-программ для того, чтобы наравне со всеми принимать участие в онлайн-лекциях и пользоваться всем необходимым для обучения.
  • Некоторые курсы и программы для получения дистанционного образования разработаны некачественно и не соответствуют всем требованиям. Это происходит из-за отсутствия достаточного уровня квалификации у людей, разрабатывающих эти учебные пособия.
  • Не все работодатели признают диплом о получении дистанционного образования.
  • Проблема с идентификацией учащегося. Преподавателям сложно проследить, самостоятельно ли студент выполняет все задания, сдает зачеты или нет. Поэтому на итоговую аттестацию учащемуся все же придется приехать в вуз или его филиалы для личной сдачи экзамена.
  • Все обучение в письменной форме. Многим людям намного проще излагать выученный ими материал в устной форме, чем в письменной форме. Из-за этого могут появиться проблемы при выполнении заданий.

К сожалению, на сегодняшний день не во всех вузах есть дистанционная форма образования. Это весьма ограничивает возможность получения диплома в понравившемся вам учебном заведении. Однако количество институтов и университетов, поддерживающих эту форму обучения, с каждым днем становится все больше. Ведь за новыми технологиями наше будущее.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФГБОУ ВПО «НГПУ»

ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЕРАТ

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новосибирск

Введение

1. Трактовка термина

2. Плюсы дистанционного образования

3. Минусы дистанционного образования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов, можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Цель данной работы заключается в выявлении преимуществ и недостатков в системе дистанционного образования.

1. Трактовка термина

На вопрос: «Что такое Дистанционное Образование», поисковая система выдала несколько вариантов ответа. Рассмотрим их.

Дистанционное образование -- образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

Дистанционное образование - организация познавательной деятельности, основанной на самообразовании, где непосредственное педагогическое общение сведено к минимуму.

Дистанционное образование (ДО) -- совокупность технологий, обеспечивающих доставку студентам основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное образование -- это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное образование - это некая новая форма, наиболее приближенная к заочной форме, но с использованием информационных технологий, интернета, что позволяет общаться между студентами и преподавателями on-line. Последнее приближает ее к очной форме и выделяет в отдельный способ получения высшего образования.

2. Плюсы дистанционного образования

дистанционный обучение организационный общество

По мнению экспертов в области образования, да и самих студентов, преимущества дистанционного образования очевидны и заключаются в следующем:

Возможность обучаться в любое время :

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

Возможность обучаться в своем темпе :

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

Возможность обучаться в любом месте :

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

Учеба без отрыва от основной деятельности :

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

Высокие результаты обучения :

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

Мобильность :

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

Доступность учебных материалов :

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

Дистанционное образование дешевле :

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

Обучение в спокойной обстановке :

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

Удобство для преподавателя :

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

Индивидуальный подход :

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в Большинстве традиционных систем обучения.

Таким образом, современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

3. Минусы дистанционного об разования :

Не смотря на преобладающее число плюсов дистанционного образования, данная система не является совершенной. За время реализации электронных учебных программ, были выявлены следующие проблемы дистанционного образования.

Необходима сильная мотивация:

Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности :

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

Недостаток практических знаний :

Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

Проблема идентификации пользователя :

Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.

Недостаточная компьютерная грамотность :

В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.

Безусловно, эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в нашей стране не ведётся подготовка специалистов подобного рода. Другая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний "дистанционных" учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с большим количеством плюсов дистанционное образование имеет и ряд существенных недостатков.

Заключение

Перспективы и возможности дистанционного образования способствовали тому, что число, желающих окончить вуз дистанционно, с каждым годом неуклонно растет. Не смотря на то, что число преимуществ гораздо больше, чем недостатков, большинство все же обучается на очном отделении. Поскольку особенности дистанционного образования для многих студентов просто не приемлемы.

Например, отсутствие постоянного общения между преподавателем и студентом. Для кого-то важно, чтобы его постоянно направляли, указывали на ошибки и поощряли проявление инициативы, хорошей успеваемости. А кому-то, наоборот, устное общение в тягость, легче излагать свои мысли в письменном виде. Иными словами, в подобных случаях, а таких может быть огромное множество, выбор обосновывается психологическим типом личности студента. Или, к примеру, слабая техническая оснащенность: отсутствие компьютера, доступа к мировой информационной и единой образовательной системе. Данная проблема напрямую влияет на возможность обучения удаленно.

Подводя итог, можно однозначно ответить, что у дистанционного образования есть будущее. Однако многое зависит от того, насколько оперативно будут разрешаться проблемы по устранению информационной безграмотности, технического оснащения и повышения качества электронного образования, которые возникают в ходе реализации дистанционных научных программ и проектов.

Итак, факторы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и в ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества.

Список используемой литературы

1. Логинова Д.С. Использование дистанционного обучения в высшем образовании. Красноярск,2011

2. Ильюшин Г.А. Использование технологий дистанционного обучения в высшем образовании. Красноярск,2011

3. Гайнанова А.Н. Использование дистанционного образования в высшем образовании (На примере одного из российских, зарубежных ВУЗов). Красноярск,2011

4. Якименко А.В. Дистанционное образование. Реферат. Красноярск,2011

5. www.wikipedia.ru

6. Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.

7. http://studynote.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ необходимости внедрения дистанционных технологий при существующей системе высшего образования в России. Исследование преимуществ и недостатков дистанционной формы обучения. Системы контроля знаний студентов. Перспективы дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Сущность и история развития дистанционного обучения, его основные элементы и перспективы. Классификация и общая характеристика форм этого вида обучения. Специфика его интеграции и другие формы обучения. Анализ преимуществ дистанционного образования.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Рассмотрение основных преимуществ и перспектив дистанционного образования, его реализация в условиях создания единого образовательного пространства. Характеристика различных видов заочного обучения - автономного, управляемого и в форме наставничества.

    доклад , добавлен 12.10.2011

    Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Российской Федерации. Характерные черты дистанционного обучения: гибкость, модульность, специализированный контроль качества обучения. Стратегические принципы обучения в высшей школе.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Формы, компоненты и принципы организации дистанционного обучения, его эффективность. Схема модели дистанционного обучения, его характеристики с точки зрения психологии и педагогики. Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Организационно-методические и технологические модели дистанционного образования. Типы технологий в дистанционных учебных заведениях. Характеристика средств обучения и форм дистанционного образования, интерактивное взаимодействие учителя и учащихся.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Неинтерактивные технологии дистанционного обучения. Преподаватель в системе дистанционного обучения. Доступность и открытость обучения. Основные преимущества и недостатки ДО. Развитие дистанционного обучения в РБ. Анализ технических возможностей ДО.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Понятие дистанционного обучения. Дистанционные образовательные технологии в военном образовании. Вклад Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в создание теоретической основы дистанционного образования в России.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2013

    История становления и развития технологии дистанционного обучения, область его применения, преимущества и недостатки. Сущность и характерные черты технологии дистанционного обучения, её формы и средства. Применение системы руководящих критериев.

    лекция , добавлен 26.05.2014

    Теоретические основы дистанционного образования в условиях высшего образования. Сущность, формы, виды и содержание дистанционного образования в России и за рубежом. Особенности организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Дистанционное обучение рискует стать достаточно популярной формой обучения, но вещь это не идеальная, про плюсы и минусы дистанционного обучения в данной статье и хотелось бы поговорить. Мне казалось, что минусы дистанционного обучения я назвал в статье , но сейчас перечитал и увидел, что минусы там названы неявно, потому ограничиться перечислением только плюсов не получится. Но это не беда, всё будет разбито на 2 пункта и перечислено в виде списка, так что Вам будет вполне удобно.

Пойдем от минусов к плюсам, так что первый пункт статьи будет про минусы.

Минусы дистанционного обучения

Многие наверняка считают, что плюсов быть не может, а есть только минусы дистанционного обучение. Или наоборот, кто-то думает, что дистанционное обучение – это идеальная форма обучения, где нет минусов. Хочу разочаровать и первых и вторых, есть и плюсы и минусы. Вот потихоньку и пойдем перечислять.

Список минусов прилагается

Итак, минусы:

  1. Необходимость понимать, что высшее образование даже в такой форме нужно Вам, а не преподавателям. А значит, Вы должны заставить себя делать работы пораньше. Да, при обычном (в первую очередь очном) обучении тоже необходимо всё делать вовремя, но там Вы хотя бы регулярно видите преподавателей, которые не забывают напоминать о том, что неплохо было бы поучиться и сдать ту или иную работу. При дистанционном же обучении преподаватели могут быть на другом конце географии страны и никакой связи с ними у Вас не будет, только куратор изредка будет присылать на электронную почту разного рода письма. Преподаватели же Вам не напишут, в лучшем случае они ответят на Ваш вопрос или скажут о том, что работа принята на такую-то оценку или не принята.
  2. В продолжение того, что преподаватели в лучшем случае ответят Вам. Они также могут не ответить, потерять электронное письмо с Вашей работой и прочее. Радости это ни разу не добавляет.
  3. Если Вы надеетесь развить свои навыки коммуникации, то дистанционное обучение Вам никоим образом не поможет. Все лекции проходят в формате «вот я, вот компьютер, и я его слушаю». Иногда можно написать что-то в чате, и преподаватель ответит на вопрос или не ответит. Поговорить с преподавателем можно максимум на защите курсовой работы и на Государственном экзамене (на ГОСах). Общение с одногруппниками совсем не такое, как при очном обучении. Все студенты из разных городов и посидеть в компании одногруппников у вас вряд ли получиться. Хорошо, если Вы пошли учиться с кем-то, кого раньше знали, тогда с ним и пообщаетесь. С другими же одногруппниками общение только через ВК, WhatsApp или ещё какие-то приложения, не предполагающие общения иного, кроме письменного, поговорить не удастся.
  4. Пункт, который противоречит одному из плюсов, а именно плюсу «возможность учиться в отдаленных регионах». Это не совсем так, поскольку для обучения необходим хороший интернет, который можно найти далеко не во всех маленьких городах, не говоря уже про деревни.
  5. Практические знания. Не знаю, возможно я ещё мало проучился и дальше будет реальная практика, но пока практика ограничивается научно-исследовательскими работами, которые не имеют ничего общего с практикой на рабочем месте. Возможно, дальше будет настоящая практика, но я почему-то в этом сомневаюсь.
  6. Уровень знаний, получаемых дистанционно. Конечно, в рекламе напишут, что дистанционное обучение является очень эффективным, но это не так. Привычному очному обучению оно проигрывает и очень сильно.

Итак, минусы, которые со стороны могут показаться не слишком страшными, я перечислил, пора переходить к плюсам дистанционного обучения.

Плюсы дистанционного обучения

Здесь сложно.

Тяжело сравнить столь разные вещи

Сравнивая очное и дистанционное обучение, мне было очень тяжело найти плюсы дистанционного обучения, но всё же нашел, вот они:

  1. Возможность самостоятельно решать, когда делать контрольные, курсовые и прочие работы. В 90% случаев это будет последняя неделя перед сессией, так что не знаю, плюс это или минус. Но давайте считать, что свобода – это плюс.
  2. Возможность самостоятельно решать где учиться. Но опять же, если не писать рекламу, а просто трезво взглянуть на вещи, то становится очевидно, что учиться Вы будете дома. Ни в каком офисе Вам не дадут заниматься своими делами, ещё нашел перл, что обучаться можно в местах лишения свободы. Ничего кроме смеха это не вызывает, хоть сам и не привлекался, но примерно могу представить каково на зоне учиться. Ещё классно то, что можно учиться в любой точке мира, ага. Вот и представьте, что Вы зимой из мороза, снега и прочего улетели в жаркую страну, где можно греться, загорать, купаться и так далее, но вместо этого Вы сидите в номере и пишите курсовую.
  3. Возможность смотреть вебинары сколько угодно, делать задания в темпе, удобном Вам. Вот это правда, такая возможность присутствует.
  4. Теоретическая возможность связаться с преподавателем или куратором в любой момент. Подчеркиваю, теоретическая , они даже выполненные работы могут потерять, что уж говорить о возможности или невозможности просто связаться и задать вопрос. Во время сессии - это ещё возможно, потом скорее нет.
  5. Учиться можно дома в спокойной и привычной обстановке. Не нужно каждое утро транспортировать с утра пораньше свой организм через пробки в ВУЗ, достаточно включить ПК. Далее Вы путем несложных действий попадаете на лекцию или можете писать контрольную/курсовую работу.
  6. Как Вы уже поняли, часть статьи я списываю из другой статьи, там есть ещё один восхитительный плюс – индивидуальный подход к студентам. Мол, преподаватель может каждому студенту уделить столько внимания, сколько тому нужно и ответить на все его вопросы. Нет, это фантастика. Такого не бывает, скорее в ВУЗе Вы найдете преподавателя и зададите ему вопрос, чем сделаете это дистанционно.
  7. Библиотека, пусть и виртуальная, всегда под рукой. Вот это правда, очень удобно, можно в любой момент ознакомиться с любой книгой, которая вам необходима для обучения.
  8. Стоимость дистанционного обучения ниже, чем очного по аналогичной специальности. Но не забывайте о том, что очно можно учиться и на бюджетной основе, то есть не платить ни копейки, а ещё и стипендию получать. Причем можно получать очень , как её добиться, читайте по ссылке.

Плюсов получилось больше, чем минусов, при этом совсем абсурдные плюсы из рекламы я не стал переписывать. Но посмотрите на эти плюсы, большинство из них элементарно можно оспорить, так что плюсов реальных там 2-3 может наберется, не больше.

В заключение хочется сказать о том, что первое высшее образование стоит получить на очной основе или хотя бы на , но никак не на дистанционной. Второе, третье и далее уже можете получать так, как Вам заблагорассудится. До встречи на страницах блога сайт

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся.

Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь". В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских реалий возникает ряд проблем.

Первая : проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации. А поездка для поступления в другой город часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.

Вторая : это проблема времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам. И тем не менее, без новых знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже вечернее и воскресное образование данную проблему не решает.

Третья : проблема денег. Это в большей степени касается высшего образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману.

Помогает в решении всех вышеперечисленных проблем как раз дистанционное образование. Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении. Это обучение "на дистанции", т.е. на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов. Именно они и делают дистанционное образование дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях. Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое "образование по заказу", которое также дает преимущество в цене.

В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных технологий. В декабре 2002 г. была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
С нашей точки зрения, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Наше мнение по этому поводу подтверждает тот факт, что сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен все-таки в регионах. Ведь именно там не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: