Кто был учителем. Учитель - определение и значение профессии

КТО ЕСТЬ УЧИТЕЛЬ.

Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно – указать дорогу.

Р.Олдингтон

В своем небольшом исследовании я бы хотела затронуть такую простую, но в то же время важную тему, как само понятие «Кто есть Учитель?» Тот, кто учит или же тот, у кого учатся, и даже больше – хотят учиться? Рассуждений на эту тему довольно много, у каждого свое видение, имеющее право на жизнь.

Давайте, прежде всего, определимся, кто есть учитель. По моему глубокому убеждению, нельзя называть учителем всех тех, кто преподает в школе (или любом другом учебном заведении). Учитель тогда учитель, когда поневоле пишешь это слово с большой буквы, и произносишь его будто с большой буквы. Именно о нем, об Учителе с большой буквы мы рассказываем своим родителям, потом и своим детям и внукам. Именно он, Учитель, неразрывно с нами связан, независимо от того, присутствует ли он физически в нашей жизни или нет. Энергия, сила, свет, мудрость Учителя будто вливается в его учеников, зажигая их глаза, сердце, распаляя их разум. Они хотят быть такими, как он, знать столько, сколько знает он, стремиться постичь те смыслы, что постиг он. Именно у Учителя мы учимся не только в профессиональном плане, но и гуманному отношению к людям, животным, предметам, природе; учимся честности, справедливости, элементарной человеческой порядочности – всему тому, что так необходимо в жизни и чего зачастую так недостает.

Кто-то из восточных мудрецов сказал, что человек рождается дважды: первый раз, когда приходит в этот мир, второй раз, когда обретает Учителя. И это настолько тонко подмечено! Ведь именно Учитель, если он обладает Знанием, способен направить человека по дороге. Дороге верной или нет. Дороге, ведущей к добру или злу.

Далай-Лама XIV говорил, что нет врагов и друзей – есть учителя. Главный наш Учитель – это сама жизнь. Сталкивая нас с различными поворотами, она всегда дает выбор, всегда! А вот увидеть возможность выбора, сделать верный выбор, пойти по верной дороге, находя нужные силы и необходимую энергию – уже будет зависеть от нас, от того, кто ведет нас, направляет, помогает, кто есть наш Учитель, от того, как он нас подготовит к выбору, каким образом он направляет нас, как он учит нас смотреть и видеть.

В восточных философских и научных традициях Учителю отводится центральное место в процессе обучения, тогда как западная система передачи знаний опирается в основном на институты: школа, колледж, университет. В восточной системе во главе угла всегда находится личностный фактор и основным является непосредственная передача знаний от Учителя к ученику. Понятие «Учитель» в восточных учениях совмещает в себе три направления: опыт, знания и мудрость. Найти Учителя в жизни считается большой удачей для человека. Передача этих знаний, мудрости и опыта от Учителя к ученику является намного важнее университетского и школьного образования. Роль Учителя настолько важна потому, что именно он способен помочь ученику правильно понять все тонкости учения и посоветовать подходящие практики. Важно и то, что прямая передача от Учителя к ученику– это некая защита знаний, опыта и мудрости, которые в руках глупца способны превратиться в зло. Ведь недаром мусульманские суфии говорят «у суфиев, у которых нет учителя, учитель – дьявол». Также важно то, что не только ученик выбирает учителя, но и наоборот, учитель невольно присматривается, кто бы мог стать его учениками, способными усвоить знания, трудиться, сострадать, приносить пользу всему живому.

Таким образом, смело можно говорить о том, что учитель закладывает в своих учеников не только основы математики или английской грамматики, но делает много больше – он учит жить. И учит не теоретическими правилами, а своим личным примером….

Не стоит забывать о том, что учатся у того, кого любят! Давайте всегда будем помнить об этом. К сожалению, в настоящее время мы часто видим, что для многих учителей в системе образования главной задачей является читать лекции, грамотно подготавливать учебный материал, справедливо ставить оценки и аккуратно писать отчеты, а вовсе не влиять на чью то жизнь. Но ведь наши ученики способны достаточно быстро понять, насколько мы к ним небезразличны: мы им помогаем (и совсем необязательно по нашим профильным дисциплинам); наши слова и действия всегда говорят о нашей заинтересованности к их успеху или неуспеху, к ним самим, к их жизни. Неизбежно то, с чем сталкивается человек в любом возрасте и в любой момент жизни – это проблемы. Умение их решать всегда ценится. Наши ученики будут благодарны, если их проблема и нами будет рассматриваться именно как проблема и если мы окажем им помощь в ее решении. Помощь – это главный способ выражения того, что Вам человек небезразличен, небезразличен его успех и его неуспех. Ведь наличие препятствий, трудностей – это главное условие успеха. Именно в преодолении трудностей крепнет характер, нарабатываются опыт, умения решать проблемы. Самое мощное, что Учитель может дать своим ученикам – это вера в них самих, в свои силы.

Если мы ищем способы налаживания «связи» с учениками, пытаясь понять их, они быстро это поймут и у них появится стимул быть небезразличными к нам, к нашим словам и поступкам. Стоит понаблюдать за своими учениками и понять, насколько они небезразличны к Вам, к тому, ЧТО Вы преподаете, ЧЕМУ Вы их учите – может быть это «ЧТО-ТО» повлияет на всю их жизнь!

Замечательно, когда Учитель учит с удовольствием и желанием, когда он сам верит в ТО, чему учит, когда он сам активно участвует в процессе обучения, когда сам находится в постоянном развитии, когда он сам любит людей, любит своих учеников и несет добро только лишь своим присутствием.

Для учителя, прежде всего, важно понять, что он является лидером, а успех лидера заключается в умении вести людей за собой, в его способности вдохновлять людей. Для него важно также понимать, что он, безусловно, оказывает влияние на людей, на своих учеников, прежде всего. Учитель должен отдавать себе отчет, что он в той или иной степени влияет на жизнь детей и от этого зависит их успех (или неуспех) в целом. Безусловно, важнейшей составной частью лидерства является цельность натуры самого лидера, насколько его слова не расходятся с делом, насколько он способен принимать перемены и меняться сам, продвигаясь вперед.

Учителя (а мы говорим об Учителях с большой буквы)– очень значимые люди в жизни любого человека. Учениками невольно анализируется каждое слово Учителя, каждый его поступок и это все, безусловно, способно повлиять на то, кем они станут и, главное, какими они станут! Учитель никогда не сможет увести своих учеников дальше, чем он ушел сам. Он может лишь мотивировать учеников, но при этом он должен сам продвигаться вперед, дабы быть способным вести за собой.

В заключение хочется сказать, что в нашей жизни и в жизни наших детей так или иначе всегда есть Учителя, будь то кто-то из родителей, преподаватель в школе, тренер в спорте или где-то еще. У них есть свои недостатки, они влияют по-разному на нашу жизнь, они восхищают по-разному, но их образ в памяти всегда светлый и добрый. Учитель оставляет после себя невидимый на первый взгляд след, но как он важен! Именно Учителя с большой буквы вкладывают в каждого своего ученика непомерный труд, уже своей жизнью учат добру, справедливости, служению людям, он пробуждают учеников к деятельности, к движению вперед.

Очень хочется верить, что у наших детей обязательно будет хотя бы один, достойный именоваться Учителем, за которым они будут идти, и путь этот будет верным.

Каратушина С.Н.

МБОУ Наримановского района

« СОШ №10»

Астрахань

Наверное, отчасти - это верно, ведь когда мы слышим словосочетание «первый учитель» воображение тут же навевает ассоциации со школой. В памяти всплывает первое сентября , ты, такой маленький, забавный, но жутко важный стоишь на своей первой в жизни торжественной линейке, с восхищением разглядываешь здание школы, кажущееся таким загадочным и величественным и своих будущих одноклассников… Потом садишься за парту и внимательно, буквально раскрыв рот, слушаешь эту удивительную женщину или девушку (ведь в начальных классах учитель мужчина во все времена был неслыханной редкостью), ловишь каждое ее слово и поражаешься, какая же она умная и скольким интересным вещам может тебя научить…

Иногда привязанность к первому учителю оказывается настолько прочной, что бывшие школьники, будучи уже взрослыми, состоявшимися людьми продолжают общаться с ними. Устраивают всевозможные встречи одноклассников, на которых со светлой грустью вспоминают ушедшее школьное детство и с умилением слушают рассказы своей учительницы о том, какими они были проказниками и что вытворяли в стенах класса, по традиции, делятся с ней проблемами, спрашивают совета… Что ни говори, а право «первого учителя» весьма серьезное и ответственное и, чтобы овладеть этим искусством, мало окончить пединститут, пусть даже с самым красным дипломом. Необходим талант, стремление, призвание, в конце концов. А главное - искренне желание - не только помочь своим ученикам правильно выводить буквы и складывать цифры, но и стать для них мудрым и терпеливым наставником по жизни…

Впрочем, если рассматривать определение «первого учителя» именно в этом ключе, оказывается, что распространяется оно далеко за пределы школьных стен. Ведь к первым учителям справедливо будет отнести и родителей, которые с рождения закладывали в нас азы знаний и своей житейской мудрости. Именно они с самых первых дней помогали нам адаптироваться в этом мире и открывали нам тайны бытия, отвечая на все наши детские и бесконечные «Почему?». И старших братьев/сестер , которые всегда были самыми лучшими друзьями, которым можно было рассказать свои самые заветные секреты и попросить совета, будучи уверенным, что взрослые твоих переживаний просто не поймут.

Первым учителем может стать тренер спортивной секции или преподаватель в любимом кружке, умеющий не просто отдавать команды или демонстрировать технику, но и стать хорошим старшим другом (нередко даже лучшим, чем родители или школьные учителя)… Вообще, если задуматься, то «первые учителя» не обязательно связаны с детством. Так или иначе, они появляются на каждом этапе нашей жизни. Профессор университете, приоткрывающий для тебя дверь в будущую профессию; преподаватель на курсах по изучению чего бы то ни было нового и неизвестного; наставники или просто коллеги по работе, помогающие адаптироваться и почувствовать себя комфортно в новом коллективе. Даже муж или жена, которые вместе осваивали и преодолевали все тяготы и проблемы семейной жизни , учатся друг у друга терпению, понимаю, искусству любить и строить гармоничные отношения…

Наши настоящие учителя - это те люди, которые оказывали нам помощь и поддержку в тот или иной период нашей жизни, становясь для нас непоколебимым авторитетом, мудрым советчиком, примером для подражания или просто человеком, которому хочется доверять и доверяться. Те, кто помогал искать ответы на важные вопросы и справляться со страхом неизвестности. Кто указывал правильный путь в запутанном лабиринте жизни и позволял ежесекундно ощущать, что ты не одинок в этом мире , что у тебя рядом есть крепкое плечо, на которое всегда можно опереться.

Знаете, думаю учителем может стать и ваш ребенок, который только родился. Ведь благодаря ему вы тоже многому учитесь, по-другому начинаете смотреть на этот мир. Круг замкнулся. С праздником, дорогие наши учителя!

Учитель вечен на земле!
Из истории образования и учительства...

В двадцатом веке и в двухсотом -
Учитель вечен на земле, -

это строчки из стихотворения И. И. Бейнаровича, учителя-историка с 50-летним стажем. А в чудесном стихотворении Вероники Тушновой сказано так:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам так и дорого
Имя нашего учителя.

Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.

Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же основываться на результатах археологических раскопок, то первые школы появились в странах Древнего Востока - Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии. Необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений. С тех давних пор школа является основой для эволюции человечества.

В странах Древнего Востока существовало три основных типа школ: при храмах – жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа; дворцовые школы - для обучения детей рабовладельческой знати; школы писцов - готовили чиновников для нужд административно-хозяйственного управления.

Более обширным было образование в жреческих школах. Здесь, кроме обучения письму, счёту, чтению, преподавалось также право, астрономия, астрология, медицина, и, конечно, большое внимание уделялось религии.

В античном мире сложились три системы воспитания: афинская (основанная на идеях разностороннего развития), спартанская (воспитывавшая сильного воина) и римская (в ней получили дальнейшее развитие многие особенности афинской и спартанской школ).

Античный период с его высокоразвитой культурой и искусством имеет большое значение для формирования учительской профессии. От человека, занимавшегося педагогической деятельностью, требовалось обладание многими знаниями и умениями: красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством. Воспитание было направлено на разностороннее развитие личности. О дурно воспитанном человеке в эти времена говорилось: «Он не умеет ни читать, ни плавать». В Древней Греции произошло разделение деятельности по обучению и воспитанию детей и юношества. В Древней Греции появились многие педагогические термины, которыми мы пользуемся до сих пор: «педагогика», «дидактика», «педагог», «риторика» и др.

Люди, занимавшиеся педагогической деятельностью, в Древней Греции назывались:

педагог (от греч. paidagogos, что означает буквально «детоведение, детовождение» - воспитатель) - домашний раб, сопровождавший ребёнка в школу и следивший за ним дома, он оказывал большое влияние на ребёнка, и постепенно из обычного раба он превращается в домашнего учителя;

педоном (пайдоном) - воспитатель детей от 7 до 15 лет, в его задачу входила подготовка к военной службе, физическое развитие, воспитание дисциплины, терпеливости, умения переносить физические лишения;

грамматист - учитель грамоты, обучал письму, чтению, счёту;

кифарист - учитель музыки (игры на кифаре, лире), знакомил с поэзией;

дидаскал - учитель хора, хорового пения;

софист - платный учитель, обучал «мудрости управлять частными и общественными делами».

Расцвет греческой культуры во многом обязан этим учителям - грамматистам, дидаскалам, кифаристам и др.

В Древней Греции существовали различные типы учебных заведений. Мусические школы - для детей 7-16 лет, где давалось начальное образование, а также литературное и музыкальное. Гимнастические школы - для детей 12-16 лет, где занимались физической подготовкой детей и подростков. Гимнасии (или палестры) - для юношей 16-18 лет, в них завершалось образование, полученное в мусической и гимнастической школах, обучались философии, литературе, политике, совершенствовались в области гимнастики.

В период расцвета Древней Греции было три гимнасия: Ликей, Академия и Киносарг. Знаменитые античные учителя были выдающимися учёными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.

В Древнем Риме широкое развитие получили грамматические школы для мальчиков из богатых и знатных семей. Подросток, окончивший такую школу в 15 лет, мог посвятить себя деятельности политического и судебного оратора. Подростки и юноши от 13-14 до 16-19 лет могли обучаться в риторских школах, которые можно назвать высшими учебными заведениями. После падения Римской империи (476 г.) античные школы исчезли не сразу, некоторое время ещё существовали школы грамматиков и риторов.

В средневековую эпоху появляются новые формы обучения и воспитания. Центрами образования становятся монастыри, при них создаются школы, а роль учителей выполняют лица духовного звания: священники и монахи. Но постепенно появляются и городские школы. Развитие торговли, промышленности требует образованных, грамотных людей. Для этих школ купеческими гильдиями и ремесленными цехами приглашаются наёмные учителя. Появляются и частные школы. Учителей становится всё больше и больше, учитель становится заметной, общественно значимой фигурой в обществе. Это по-прежнему лица духовного звания, позднее - выпускники университетов.

При дворах богатых аристократов были и свои домашние учителя, входившие в состав обслуживающего персонала. Так как системы профессионального образования учителей ещё не существовало, эту задачу выполняли книги. Это были педагогические сочинения Винсента из Бове («О воспитании детей знатных граждан»), Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Мишеля Монтеня и др.

Фундаментальным произведением, обобщившим всё, что было накоплено практикой, стала книга Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632). Эту книгу можно назвать первой педагогической энциклопедией, где говорилось о цели обучения и воспитания, чему и как учить, какие требования предъявлять. С. Л. Соловейчик так сказал о нём: «Коменский впервые учил учителей преподавать... Его так и называли - «учитель учителей», как позже стали называть немецкого педагога Дистервега - «учитель немецких учителей» и русского педагога Ушинского - «учитель русских учителей».

В 1652 году Я. А. Коменским были написаны «Законы для учителей» - своеобразный кодекс профессиональной чести педагога. Коменскому принадлежит и описание школы, какой она должна быть: «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...».

Всё это справедливо и сегодня. В эпоху капитализма школьное дело продолжает бурно развиваться, а профессия учителя приобретает всё более массовый характер. Появляются многочисленные школы и училища различных типов. Наряду с классической школой появляются реальные и профессиональные школы, готовящие кадры для промышленности и торговли. Одновременно в 18-19 вв. в дворянских и буржуазных семьях было распространено домашнее воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей-гувернёров (от фр. Gouverneur - управлять).

Истоки русской национальной школы берут своё начало в Древней Руси и связываются с именем князя Владимира, принёсшего на Русь христианство (988 г.). Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие – «учительные люди». Появилась и «учительная литература»: летописи, сказания, жития, поучения... Одно из них – «Поучение Владимира Мономаха».

Уже в ту далёкую эпоху на Руси осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Фёдорова стала «Азбука». С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске, в Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. Первое в России высшее учебное заведение – Киево-братская коллегия - было открыто в 1632 году. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора.

Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра I. При нём была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. При Петре I был издан указ об открытии цифирных школ. В них учились «молодые робятки изо всяких чинов». Учителями этих школ должны были стать выпускники Навигацкой школы или Морской академии. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать».

С развитием горнозаводской промышленности открываются горнозаводские школы для обучения детей нижних чинов грамоте и «горным делам». 1724 год – Петром I подписан Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук с университетскими курсами и гимназией. В 1755 году открывается гимназия для дворян и разночинцев при Московском университете (основан в 1755 г.). Были в России и частные школы, например училище Феофана Прокоповича, созданное в 1721 году.

Школа должна не только учить, но и воспитывать. И во времена Екатерины II в 1764 году издаётся указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жёны, фрейлины.

В губерниях и уездах открывались народные училища. Но всё же школ к концу XVIII века было ещё очень мало. А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек. Но чем больше требовалось грамотных людей - для развития производства, строительства, освоения новых земель - тем больше становилось и разнообразных учебных заведений. Духовные семинарии, военные учебные заведения, элитные пансионы и лицеи (например, знаменитый Царскосельский лицей, открытый в 1811 году), вновь открытые университеты (в Казани, Харькове). Но подбор учителей и педагогов-наставников составлял большую проблему.

До конца XVIII века в России вовсе не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году, в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом. По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В том же году в Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение - учительская семинария. В дворянских семьях по-прежнему продолжалась традиция нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения - первое в России ведомство, занимавшееся вопросами образования. Появилась чёткая система образования: приходская школа (1 год) - уездное училище (2 года) - гимназия (4 года) - университет. В университет можно было поступить только окончив классическую гимназию.

Реальное училище давало возможность поступить в технологический институт или сельскохозяйственную академию. Девочки учились отдельно, в женских гимназиях, затем мог ли поступить на Высшие женские курсы. Если в начале XIX века гимназий в России было 32, то к середине века уже около 100, в конце - 165, а в 1915 году средних учебных заведений уже насчитывалось 1798.

Симон Соловейчик в своей книге «Час ученичества» представляет общий ход развития народного образования в России на примере известных, знаменитых её граждан:

«Тенденция обозначается ясно, - пишет Соловейчик, - с каждым десятилетием образование всё более упорядочено. Если продолжать список, то всё чаще станут попадаться два слова: гимназия и университет (или высшее техническое училище, или институт)» .

Россия была разделена на шесть учебных округов - в каждом из них был университет (в Москве, Петербурге, Казани, Дерпте, Вильно, Харькове). Многие выпускники университетов пополняли число университетских преподавателей.

Рост числа учебных заведений требовал всё большего количества учителей, их по-прежнему катастрофически их хватало. В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году графом С. С. Уваровым был основан Главный педагогический институт, получивший права университета. Здесь готовили учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений и преподавателей для университетов.

Если в начале XIX века ещё господствовало представление об учителе как о человеке приезжем, немце, или французе, или малограмотном дьячке, то к концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе. В 1870-е годы в России создаётся сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. В 1874 году был введён экзамен на звание народного учителя, что повысило престиж профессии. К 1876 году было открыто 44 педагогических училища с 3-годичным обучением – учительские семинарии. В 1894-м их было уже 60, в них обучалось 4600 учащихся, в том числе 613 девушек. В начале ХХ века в стране было уже 280 тысяч учителей, 189 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.

Постепенно в России стали появляться педагоги, которые не только обучали детей, они выдвигали новые педагогические идеи, экспериментировали. Свои педагогические убеждения они высказывали в статьях, книгах, которые вызывали живой отклик в обществе.

Тут можно назвать такие имена, как Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Менделеев. А в ХХ веке эту традицию продолжили А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, С. Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили и многие другие.

Постер: иллюстрация Николая Устинова к книге Юрия Коваля «Полынные сказки».

Нет какой-то установленной или хотя бы оговорённой даты. Она древна так же, как и сам мир.

Когда-то очень давно, еще малочисленным сообществом, людям приходилось добывать пропитание охотой и собирательством. Дети , едва начав ходить, тоже принимали в этом участие, и именно так, постепенно, наблюдая за жизнью взрослых , они и учились. Когда произошёл переход от преимущественной охоты к земледелию и относительной обеспеченности родов и племён пищей, пожилые люди смогли стать относительно свободными от непосредственного участия в сборе пищи, но зато – они стали первыми учителями . Относительный избыток свободного времени и богатый жизненный опыт способствовали укреплению их статуса. Тем более что стало заметно: при целенаправленном обучении детей польза от их труда была более очевидна.

Всем известны примеры того, как учителя, в период гонений на них, рискуя собой, обучали детей родной культуре, языку и религии; как в московском метро во время бомбёжек они давали детям уроки; как в партизанских отрядах между боями обучали подростков, с автоматом наперевес...

Не зря арабы говорят: «Сердце истинного ученика и истинного учителя связывает незримая нить ». Поистине, это нить – связующая поколения!

Фатима Манзур

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Кто будет учителем?

ождь пошёл. Пойдёмте переждём его в нашей беседке. Тучка небольшая - скоро пройдёт, - сказала Зина.

Они сели на скамейки и смотрели сквозь листья и сквозь струйки дождя на свой школьный участок.

Задумались, а о чём? - спросил Мохов.

Да вот думаю, что все старшеклассники только и говорят: надо раньше выбирать профессию. Уже после восьмого надо идти в ПТУ, а в какое? Какую профессию выбрать? Выберешь, а потом не понравится, - рассуждал Серёжа.

Нам о профессии говорить раненько, - усмехнулся Базыкин.

Всё-таки хоть мы только в шестом классе, - рассуждал Мохов, - но у нас уже могут быть интересы, увлечения. Я твёрдо решил - буду ботаником. Не физиологом растений - они уж слишком захимичились и заматематичились, - а флористом-экологом. И не столько по защите и охране природы, а как влиять, улучшать природу самими растениями. Как бы сказать, не влиять средой на растения, а растениями создавать среду.

Обстоятельно рассуждаешь, - перебил Базыкин. - Но вот вопрос: а если ты потом не найдёшь по сердцу работы? Куда ты пойдёшь? Станешь учителем ботаники?

Ну, это видно будет.

А я вот хочу быть методистом. Такое слово есть, означающее учи-и-тель учи-и-телей, - пропела Зина.

Ого, хватила как далеко! - крякнул Мохов.

Учит учителей - методист. Моя тётя учит студентов и учителей. А что? Для артистки нужен талант, для инженера - способности в математике и по конструкциям и для хорошего учителя тоже должны быть способности и даже талант. Вот Николай Павлович сначала ко мне плохо относился, а потом сказал, что у меня пе-да-го-ги-чес-кий талант.

Ну ты, Зинка, и задаёшься. Надо же, ни более ни менее - учитель учителей, - пробурчал Серёжа.

Ничего не задаюсь. Ведь вот у Николая Павловича талант учителя. Ты, Серёжа, умеешь рассуждать. Обсудим, что хорошего как у педагога у нашего Николая Павловича? Пусть каждый скажет, что ему нравится в его преподавании.

Нет, сначала мы обсудим, можешь ли ты быть учительницей.

Почему нет?

А потому, что ты, Зинка, злая.

Ничего подобного, что я, к Базыкину или к Кате злая?

Ты подзуживаешь, а это всех обижает. Поучаешь всех, когда надо и не надо. Кроме того, ты первая ученица.

Ну разве плохо для учителя на отлично знать предмет?

Первые - это у них в крови - они всегда и везде выхваляются, завидуют успехам других и презирают неуспевающих, - сказал Мохов.

Что правда, то правда, - сказал Базыкин, - а вот Николай Павлович, наоборот, больше внимания обращает на отстающих и всегда хотит… хочет им помочь…

Он справедлив и ко всем равно хорошо относится. Вон Зинке, зная её норов, сначала ходу не давал, а потом стал поощрять, - сказал Егор.

Всё дело в том, что каждый учитель, как и Николай Павлович, старается заинтересовать нас наукой, знает, что нам интересно. Открывает нам неизвестное. Он сам любит науку и природу, - раздумчиво высказался Николаев.

Умеет привлечь всех ребят к работе, хороший организатор. Он боец, всегда отстаивает свою ботанику.

Он фантазёр, твой Николай Павлович, - усмехнулся Мохов, - но он осуществляет свои фантазии.

Во-первых, он не мой, не твой. Это наш учитель. Во-вторых, всё это не фантазия, а методика - такая наука, чему и как учить. Я смотрела книги у моей тёти-методиста.

И он наверняка методику хорошо знает.

Мы столько наговорили о качествах нашего учителя ботаники, и получается, что таким учителем быть трудно. Ответственная работа. Отвечай за знания и воспитание таких оболтусов, как мы. Кто решится стать учителем? - спросил Мохов.

Ну конечно, ты хочешь быть просто ботаником. Значит, Николай Павлович как пример учителя на тебя не повлиял.

Наоборот, он заставил меня полюбить ботанику. И я ему за это благодарен.

А ты, Базыкин? - спросила Зина.

Что мне сказать, какой из меня учитель был бы. Если бы мне одолеть эту математику да физику, я подался бы, пожалуй, в технику. Интересно конструкциями заниматься. Может быть, бионикой? Здорово эта вся техника у растений, как говорил Николай Павлович, заимствуется.

Я, пожалуй, хочу быть учителем, - заявил Серёжа. - Что растения или что конструкции, машины, разная продукция, сходящая с конвейеров, в сравнении с воспитанием живых детей, растущих на глазах учителя. Воспитание людей в школе, самое значительное, замечательное в человеческом обществе…

Ну, зафилософствовал наш Серёже-е-енька, - запела Зина.

Я буду простым учителем. Учительство - нужнейшая из всех профессий, - закончил Николаев.

Я не хочу быть учительницей в школе, - сказала Катя. - Я люблю самых маленьких. Где мне справиться с пятиклассниками? Шумные, не слушаются, не успевают, дерутся. Я лучше пойду в детский сад малышей воспитывать.

Ну эти, маленькие, дадут там тебе жизни, - пробасил Базыкин.

С ними-то как-нибудь справлюсь.

Дождь перестал…

В беседке стемнело. А ребята всё ещё оживлённо обсуждали свои взгляды, сомнения и мечты.

Учитель Николай Павлович сидел за письменным столом у окна и размышлял. Окно упиралось в зелёную листву деревьев. Они забирали солнечные лучи, и в комнате было темно. На столе горела лампа. Вокруг света лежали бумажки с записями: «План преподавания», «Варианты уроков», «Сделанные ошибки». За пределами светлого круга - штабеля книг и тетрадей. Учитель размышлял.

«Доволен ли я своей работой, что я - учитель?

Да, несомненно. Что может быть радостней работы с детьми. Видеть, как они растут на глазах, словно растения, и не физически только, но умственно, как личности.

Своим радостным восприятием, своими вопросами они обновляют меня. Я начинаю жить их интересами и сам становлюсь моложе, бодрее, и для меня… открываются двери в неизведанное.

Почему я обратил такое внимание на ботанику в пятом классе и потратил столько сил на её преподавание в таком многообразии различных форм?

Ботаникой начинается целый цикл последующих биологических курсов: зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Но в других курсах уже нет такого богатства возможностей многообразного общения с живой природой: экскурсий, опытов в школьном саду, в уголке живой природы.

И опытов, и наблюдений, общения с живыми организмами и природой в старших классах постепенно становится всё меньше. И запас впечатлений и практическое умение в процессе изучения всей биологии основывается на том, как была изучена ботаника. Ботаника - фундамент для всей школьной биологии».

Затем снова стал себя допытывать.

«Конечно, легче преподавать биологию в малокомплектной школе на селе. Детей мало, параллельных классов нет, старшие классы тоже не везде есть. Всех ребят можно знать наизусть. И природа рядом, и сельское хозяйство. Главное же, в сельских школах часто нет оборудования и тут открывается такое широкое поле творческой деятельности учителя. Всё нужно создавать самому с помощью учащихся… Мечтать, планировать и осуществлять. В этом смысл, радость и счастье жизни.

Я доволен своей деятельностью учителя. Но вот кто из учащихся пойдёт на эту трудную и сложную работу? Скажут, какая радость быть учителем?!»

Николай Павлович долго сидел, размышляя у светлого круга от лампы. За окном шёл дождь.

Он не знал, что в беседке сидели его ученики, с любовью обсуждавшие его уроки и его отношение к ним, к науке, к природе. А любовь учеников - это самая большая награда учителю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: